Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Священномученик Василий Воскресенский, диакон Соликамский

05.10.19
7 (24) октября, Русская Православная церковь наряду с другими святыми чтит память священномученика диакона Василия Воскресенского.
Революционный вихрь событий, происшедших в России в 1918 году, Божьим промыслом породил целый сонм мучеников за Христа, за веру Православную. Среди них и диакон Соликамской Спасо-Преображенской церкви Василий Стефанович Воскресенский. История сохранила до нашего времени весьма скудные сведения о служителе Божьем. В списках ГАПО мы смогли найти лишь Послужной список, в котором сухим архивным языком значатся немногие вехи жизни отца Василия: 

ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК ДИАКОНА СОЛИКАМСКОЙ ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

ВАСИЛИЯ СТЕФАНОВА ВОСКРЕСЕНСКОГО


Диакон, состоящий на вакансии псаломщика, Василий Стефанов Воскресенский , 48 лет, родился в селе Алмаз Красноуфимского уезда 1870 года апреля 7 дня. Соликамским уездным учительским советом объявлена благодарность за преподавание Закона Божия в Чувашевском земском училище 1915 году. Казеннаго жалования получает 100 руб. 

  • Окончил курс в Соликамском Духовном училище 1886 г. 22 июня. 
  • Определен псаломщиком к Капасовской Никольской церкви Соликамского уезда 1886 г. 24 августа. 
  • Занимается по пению в Капасовском земском училище Соликамского уезда бесплатно 1886 - 1891г. 
  • Посвящен в стихарь 1887 г. 1 октября. 
  • Состоит учителем Шарынинской школы грамоты Осинского уезда. 
  • Определен исполняющим должность младшего псаломщика к Пермскому Кафедральному собору 1892 г. 21 сент. 
  • Состоял учителем церковно-приходской школы в г. Перми на Заимке 1893 – 1895 г. 
  • Определен старшим псаломщиком к тому же Кафедральному собору 1894 г. 17 января. 
  • Состоял учителем пения в Константиновской церковно-приходской школе 1895-1898 г. 
  • Рукоположен в сан диакона к Кафедральному собору с оставлением на вакансии псаломщика 1894 г. 6 авг. 
  • Перемещен к Верхне-Муллинсой Николаевской церкви Пермского уезда на вакансию штатного диакона 1897 г. 5 марта. 
  • Утвержден законоучителем и учителем пения в гамовской церковно-приходской школе прихода Верхне-Муллинской церкви Пермского уезда 1898 г. 25 марта по 1902 г. 18 окт. 
  • Состоял учителем пения в мужском и женском училищах в селе Верхних Муллах – 1898 г. 13 сент. – 1902 г. 18 окт. 
  • Состоял законоучителем Костаревской церквоно-приходской школы того же прихода 1898 г. 5 марта – 1902 г. 18 октября. 
  • Перемещен к градо-Чердынской Успенской церкви на вакансию псаломщика 1902 г. 18 октября. 
  • Состоял учителем пения в Чердынском приходском женском училище 1903 г. 5 окт. – 1906 г. 18 марта. 
  • Перемещен к градо-Соликамскому Свято-Троицкому собору на вакансию штатного диакона 1906 г. 18 марта. 
  • Состоял законоучителем и учителем пения в Белкинской церковно-приходской школе прихода Соликамского собора 1906 г. 11 окт. – 1909 г. 13 февр. 
  • Состоял учителем пения в Соликамском Духовном училище и городском 4 классном 1908 г. 
  • Перемещен к Верх-Язьвинской Христо-Рождественской церкви, Чердынского уезда, на штатную вакансию 1909 г. 18 февраля. 
  • Состоял законоучителем Бычинской церковно-приходской школы, прихода Верх-Язьвинской церкви 1909 г. 25 февраля – 1910 г. 27 октября. 
  • Перемещен к Цыдвинской церкви, Чердынского уезда, на вакансию штатного диакона, с откомандированием для служения к Никольской церкви, что при Мариинской женской гимназии в г. Перми 1910 г. 27 окт. 
  • Состоял законоучителем градо-Пермских училищ: Кирилло-Мефодиевскаго, 5-го женскаго. 
  • Перемещен к сей церкви на вакансию псаломщика 1913 г. 1 июня. 
  • Состоял учителем пения в Соликамском 2-х классном училище. 
  • Состоял законоучителем начальнаго земскаго училища в деревне Чувашевой Соликамскаго уезда 1914 г. 1 авг. 
  • Имеет свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы, выданное комиссией при брат(стве) Св. Стефана (Великопермского). 

ГАПО. Ф. 540. Оп. 1. Д. 6. Л. 44 об., 45 об., 46 об.


Пути Господни неисповедимы.


Жителям Соликамска знакомо место, называемое в народе "борок". До революции здесь, на поляне, окруженной сосновым бором, устраивались народные гуляния на Троицу. Никто тогда не мог подумать, что пройдет несколько лет, и это место станет памятно расстрелами. 

Справедливости ради нужно сказать, что расстреливали здесь не только колчаковцы, но и в свое время – чекисты, врагов революции, называя борок "стрельбищем". 

Естественно, сейчас трудно найти документы, подтверждающие расстрелы, проводимые ЧК, как впрочем, и документы, подтверждающие расстрелы, проводимые колчаковцами. Источниками информации по этим событиям могут являться воспоминания их участников. 

Так информация о расстрелах на «борке» коммунистов колчаковцами полностью взята из воспоминаний родственников и друзей погибших. В основном в них отражались зверства «белобандитов», но в некоторых проскальзывает информация и о красном терроре. 

О том, что стрельбище было местом казни и захоронения «врагов революции», конкретно говорится в воспоминаниях Тверитинова Николая Васильевича. Как сын и брат коммунистов Николай Васильевич привлекался вместе с отцом на различного рода общественные работы. 

В своих воспоминаниях он описывает одну из таких «трудовых повинностей»: «Осенью 1918 года были расстреляны попы и другие преступники, которые шли против советской власти. Они были расстреляны и похоронены на борке… Моего отца и ряд других коммунистов содержавшихся в тюрьме, заставили вырыть из могилы трупы. Я был очевидцем, выкопали эти коммунисты двух попов, схоронили в Преображенской церкви в ограду, против алтаря (!), а остальные трупы (количество не указывается – Д.Л.) были свезены на кладбище и зарыты». 

Вероятнее всего, один из "двух попов" является диаконом Василием Воскресенским. 

Удивляет, что эти воспоминания сохранились без исправлений и утрат, с такой информацией. Ведь начиная с 30-х годов «Совет ветеранов Гражданской войны» г. Соликамска культивировал «борок» как место гибели и захоронения коммунистов и красногвардейцев, погибших от рук «колчаковских банд». 

Много ещё тайн хранит история. Многие из этих тайн, возможно, нам не узнать никогда. 

Но, в данном случае, Господь даёт нам возможность, слегка приоткрывая завесу страшной тайны, обрести святые мощи мучеников за Веру Христову диакона Василия Воскресенского. 

Святый священномучениче Василие, моли Бога о нас! 

Дмитрий ЛЫТКИН - старший научный сотрудник 
Соликамского Краеведческого музея
Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS