Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Священномученик Вениамин (Казанский), Петроградский, митрополит

12.08.17
ДНИ ПАМЯТИ:

7 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

10 июля (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых

12 августа – Собор Самарских святых

13 августа 


Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин, мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский и Гдов­ский (в ми­ру Ва­си­лий), ро­дил­ся в 1873 го­ду на Ни­мен­ском по­го­сте Ан­дре­ев­ской во­ло­сти Кар­го­поль­ско­го уез­да, ныне Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, в се­мье свя­щен­ни­ка Пав­ла и Ма­рии Ка­зан­ских. Ро­ди­те­ли вос­пи­ты­ва­ли сы­на в бла­го­че­стии и хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях. По­лю­бив чте­ние жи­тий свя­тых, от­рок вос­хи­щал­ся их ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми, со­жа­лея о том, что в совре­мен­ном ему ми­ре он ли­шен воз­мож­но­сти по­стра­дать за ве­ру пра­во­слав­ную.

Ин­те­рес Ва­си­лия Ка­зан­ско­го к ду­ше­по­лез­ным кни­гам и усер­дие в изу­че­нии цер­ков­ной гра­мо­ты пред­опре­де­ли­ли вы­бор жиз­нен­но­го пу­ти: по­сле окон­ча­ния Пет­ро­за­вод­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии юно­ша по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. Сту­ден­том ак­тив­но участ­во­вал в де­я­тель­но­сти «Об­ще­ства рас­про­стра­не­ния ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния в ду­хе Пра­во­слав­ной Церк­ви», ор­га­ни­зуя бе­се­ды сре­ди ра­бо­чих. В 1895 го­ду он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ве­ни­а­мин и был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а в сле­ду­ю­щем го­ду – во иеро­мо­на­ха. По окон­ча­нии Ака­де­мии в 1897 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия иеро­мо­нах Ве­ни­а­мин был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем Свя­щен­но­го Пи­са­ния в Риж­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию. С 1898 го­да – он ин­спек­тор Холм­ской, спу­стя год – Санкт-Пе­тер­бург­ской Се­ми­на­рии. В 1902 го­ду, по­сле воз­ве­де­ния в сан ар­хи­манд­ри­та, на­зна­чен рек­то­ром Са­мар­ской, а через три го­да – Санкт-Пе­тер­бург­ской Се­ми­на­рии.

Свя­щен­ник по при­зва­нию, ар­хи­манд­рит Ве­ни­а­мин вско­ре был воз­ве­ден на бо­лее вы­со­кую сту­пень пас­тыр­ско­го слу­же­ния: 24 ян­ва­ря 1910 го­да в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры он был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Гдов­ско­го, Пе­тер­бург­ско­го ви­ка­рия. Сре­ди со­вер­шав­ших чин на­ре­че­ния бы­ли мит­ро­по­ли­ты Санкт-Пе­тер­бург­ский Ан­то­ний (Вад­ков­ский; † 1912) и Мос­ков­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский, † 1918; про­слав­лен в ли­ке свя­тых в 1992 го­ду), ар­хи­епи­скоп Яро­слав­ский (впо­след­ствии Свя­тей­ший Пат­ри­арх) Ти­хон (Бе­ла­вин, † 1925; про­слав­лен в ли­ке свя­тых в 1989 го­ду) и дру­гие иерар­хи.

Свя­ти­тель­ский сан Вла­ды­ка Ве­ни­а­мин вос­при­нял как обя­зан­ность пас­тыр­ско­го по­дви­га и апо­столь­ской про­по­ве­ди. Его ча­сто ви­де­ли в са­мых от­да­лен­ных и бед­ных квар­та­лах сто­ли­цы, ку­да он спе­шил по пер­во­му зо­ву, слов­но при­ход­ской свя­щен­ник, в про­стой ря­се, без внеш­них от­ли­чий епи­скоп­ско­го са­на, и где кре­стил ре­бен­ка или на­пут­ство­вал уми­ра­ю­ще­го. Нема­ло тру­да при­ло­жил он к спа­се­нию пад­ших жен­щин, вы­сту­пая с про­по­ве­дя­ми в «Об­ще­стве Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». Воз­дей­ствие его на­став­ле­ний бы­ло ве­ли­ко и мно­гие за­блуд­шие рас­ка­я­лись в гре­хов­ной жиз­ни.

Он все­гда на­хо­дил путь к серд­цам про­стых лю­дей, за что был ис­кренне лю­бим паст­вой, на­зы­вав­шей его «наш ба­тюш­ка Ве­ни­а­мин». Еван­гель­ская про­сто­та свя­ти­те­ля, от­зыв­чи­вость, сер­деч­ность, до­ступ­ность в со­че­та­нии с от­кры­тым ли­цом, ти­хим, про­ник­но­вен­ным го­ло­сом и всё осве­щав­шей улыб­кой, рас­по­ла­га­ли к нему да­же ино­вер­цев.

Со­бы­тия 1917 го­да вы­зва­ли пе­ре­ме­ны и в жиз­ни Церк­ви: по­сле Фев­раль­ской ре­во­лю­ции пра­вя­щие ар­хи­ереи ста­ли из­би­рать­ся на епар­хи­аль­ных съез­дах кли­ра и ми­рян. Ес­ли в неко­то­рых епар­хи­ях это вы­зва­ло рас­при и нестро­е­ния, то вы­бо­ры в Пет­ро­гра­де про­шли на ред­кость спо­кой­но – по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство го­ло­сов бы­ло от­да­но ви­кар­но­му епи­ско­пу Ве­ни­а­ми­ну. С 6 мар­та он – ар­хи­епи­скоп Пет­ро­град­ский и Ла­дож­ский, а 13 ав­гу­ста, на­ка­нуне от­кры­тия Свя­щен­но­го Со­бо­ра Рос­сий­ской Церк­ви, на­зна­чен мит­ро­по­ли­том Пет­ро­град­ским и Гдов­ским.

Сра­зу же по­сле из­бра­ния на Пет­ро­град­скую ка­фед­ру свя­ти­тель за­явил: «Я стою за сво­бод­ную Цер­ковь. Она долж­на быть чуж­да по­ли­ти­ки, ибо в про­шлом она мно­го от нее по­стра­да­ла. И те­перь на­кла­ды­вать но­вые пу­ты на Цер­ковь бы­ло бы боль­шой ошиб­кой. Са­мая глав­ная за­да­ча сей­час – это устро­ить и на­ла­дить на­шу при­ход­скую жизнь».

В то смут­ное вре­мя труд­но бы­ло най­ти че­ло­ве­ка столь да­ле­ко­го от по­ли­ти­ки, как мит­ро­по­лит Ве­ни­а­мин. При­сту­пив к осу­ществ­ле­нию сво­ей про­грам­мы, он все си­лы на­пра­вил на за­щи­ту пра­во­слав­но­го на­ро­да Рос­сии от же­сто­чай­ших го­не­ний, воз­двиг­ну­тых на него вра­га­ми ис­ти­ны Хри­сто­вой. По су­ти, они на­ча­лись в ян­ва­ре 1918 го­да по­сле из­да­ния де­кре­та «Об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства и шко­лы от Церк­ви», ко­то­рый на де­ле вос­при­ни­мал­ся вла­стью на ме­стах как сиг­нал к по­все­мест­но­му уни­что­же­нию глав­ным об­ра­зом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и ее слу­жи­те­лей, к гра­бе­жу цер­ков­но­го иму­ще­ства. По всей стране про­ка­ти­лась вол­на за­кры­тия и раз­ру­ше­ния хра­мов и мо­на­сты­рей, осквер­не­ния и уни­что­же­ния свя­тых икон и мо­щей, мас­со­вых аре­стов, пы­ток, ссы­лок и каз­ней епи­ско­пов, свя­щен­ни­ков, мо­на­хов и мо­на­хинь, ми­рян, ли­ше­ния Церк­ви и ее слу­жи­те­лей ма­те­ри­аль­ных средств к су­ще­ство­ва­нию.

На­си­лие над Цер­ко­вью не пре­кра­ти­лось и по­сле окон­ча­ния граж­дан­ской вой­ны. Небы­ва­лая раз­ру­ха и го­лод, охва­тив­шие стра­ну в 1921 го­ду, по­слу­жи­ли по­во­дом для но­вых го­не­ний на Цер­ковь, ко­то­рые про­во­ди­лись под ло­зун­гом «по­хо­да про­ле­та­ри­а­та на цер­ков­ные цен­но­сти». Их изъ­я­тие в Пет­ро­гра­де на­ча­лось в мар­те 1922 го­да. Мит­ро­по­лит Ве­ни­а­мин ни ми­ну­ты не ко­ле­бал­ся в ре­ше­нии это­го во­про­са. Яв­ляя при­мер вы­со­кой хри­сти­ан­ской люб­ви, он бла­го­сло­вил пе­ре­да­чу цер­ков­ных цен­но­стей, не име­ю­щих бо­го­слу­жеб­но­го упо­треб­ле­ния, на нуж­ды бед­ству­ю­щих, рас­смат­ри­вая это ре­ше­ние как ис­пол­не­ние сво­е­го пас­тыр­ско­го дол­га. «Мы все от­да­дим са­ми», – го­во­рил свя­ти­тель.

Од­на­ко к го­ло­су Вла­ды­ки Ве­ни­а­ми­на вла­сти не по­счи­та­ли нуж­ным при­слу­шать­ся. Они объ­яви­ли, что цен­но­сти бу­дут изъ­яты в фор­маль­ном по­ряд­ке как «при­над­ле­жа­щее го­су­дар­ству» иму­ще­ство. В го­ро­де, в неко­то­рых церк­вах, уже на­ча­лась их кон­фис­ка­ция. Изъ­я­тие цен­но­стей со­про­вож­да­лось вол­не­ни­я­ми на­ро­да, но се­рьез­ных бес­по­ряд­ков, ост­рых столк­но­ве­ний и аре­стов по­ка еще не бы­ло. Чув­ство­ва­лось при­бли­же­ние рас­пра­вы. Ее уско­ри­ло опуб­ли­ко­ван­ное 24 мар­та 1922 го­да в «Пет­ро­град­ской прав­де» пись­мо две­на­дца­ти лиц – ор­га­ни­за­то­ров об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла: они об­ви­ня­ли все вер­ное Свя­тей­ше­му Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну ду­хо­вен­ство в со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей и в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ном за­го­во­ре про­тив со­вет­ской вла­сти. 29 мая 1922 го­да по­сле­до­вал арест мит­ро­по­ли­та Ве­ни­а­ми­на, а 10 июня то­го же го­да на­ча­лось слу­ша­ние де­ла, к ко­то­ро­му бы­ло при­вле­че­но еще 86 че­ло­век.

Свя­ти­тель Ве­ни­а­мин на про­цес­се был, как и все­гда, про­стым, спо­кой­ным, бла­гост­ным, убеж­да­ю­щим в неви­нов­но­сти дру­гих лю­дей. Пе­ред ли­цом ожи­дав­шей его смер­ти он, об­ра­ща­ясь к три­бу­на­лу, про­из­нес: «Я не знаю, что вы мне объ­яви­те в ва­шем при­го­во­ре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни про­воз­гла­си­ли, я с оди­на­ко­вым бла­го­го­ве­ни­ем об­ра­щу свои очи го­ре, воз­ло­жу на се­бя крест­ное зна­ме­ние (свя­ти­тель при этом ши­ро­ко пе­ре­кре­стил­ся) и ска­жу: «Сла­ва Те­бе, Гос­по­ди Бо­же, за всё».

5 июля 1922 го­да три­бу­нал объ­явил при­го­вор, а в ночь с 12 на 13 ав­гу­ста то­го же го­да мит­ро­по­лит Ве­ни­а­мин и вме­сте с ним ар­хи­манд­рит Сер­гий (Ше­ин), ми­ряне Юрий Но­виц­кий и Иван Ков­ша­ров бы­ли рас­стре­ля­ны на окра­ине Пет­ро­гра­да.

На брат­ском клад­би­ще Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры воз­двиг­нут крест над сим­во­ли­че­ской мо­ги­лой но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских.

Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Сер­гий (в ми­ру Ва­си­лий Пав­ло­вич Ше­ин) ро­дил­ся в 1866 го­ду в де­ревне Колп­на Но­во­сель­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии. В 1893 го­ду окон­чил учи­ли­ще пра­во­ве­де­ния. Был чле­ном IV Го­судар­ствен­ной Ду­мы, вхо­дил в со­став сек­ре­та­ри­а­та Свя­щен­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви 1917 – 1918 го­дов. Был за­ме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля прав­ле­ния Об­ще­ства объ­еди­нен­ных пет­ро­град­ских пра­во­слав­ных при­хо­дов.

Му­че­ник Юрий (Юрий Пет­ро­вич Но­виц­кий) ро­дил­ся в 1882 го­ду в г. Ума­ни Ки­ев­ской гу­бер­нии. Окон­чил 1-ю гим­на­зию и Ки­ев­ский уни­вер­си­тет. С 1914 го­да до­цент, за­тем – про­фес­сор ка­фед­ры уго­лов­но­го пра­ва Пет­ро­град­ско­го уни­вер­си­те­та. Был пред­се­да­те­лем прав­ле­ния Об­ще­ства объ­еди­нен­ных пет­ро­град­ских пра­во­слав­ных при­хо­дов.

Му­че­ник Иоанн (Иван Ми­хай­ло­вич Ков­ша­ров), ро­дом из Одес­сы, юрист по об­ра­зо­ва­нию, быв­ший при­сяж­ный по­ве­рен­ный. Был юрис­кон­суль­том Лав­ры в Пет­ро­гра­де.

Па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ков мит­ро­по­ли­та Ве­ни­а­ми­на, ар­хи­манд­ри­та Сер­гия, му­че­ни­ков Юрия и Иоан­на празд­ну­ет­ся 31 июля (13 ав­гу­ста) и в день Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS