Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Священномученик Вячеслав Луканин, диакон

15.08.19

ДНИ ПАМЯТИ:

8 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
16 августа 
4 (17) мар­та 1882 го­да, в день бл­гв. кн. Вя­че­сла­ва Чеш­ско­го в гу­берн­ском го­ро­де Пер­ми, в се­мье Ге­ор­гия Авк­сен­тье­ви­ча Лу­ка­ни­на ро­дил­ся сын, ко­то­ро­го, окре­стив, на­зва­ли Вя­че­сла­вом в честь св. Чеш­ско­го кня­зя. Ге­ор­гий Авк­сен­тье­вич (отец Ге­ор­гий) дол­гие го­ды чест­но слу­жил в до­мо­вой церк­ви Ки­рил­ла и Ме­фо­дия при Перм­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, где он пре­по­да­вал рус­ский язык в на­чаль­ных и стар­ших клас­сах. И, как бы­ло за­ве­де­но, Вя­че­слав по­шёл по сто­пам сво­е­го от­ца-свя­щен­ни­ка. Сам же Вя­че­слав, бу­дучи от рож­де­ния сла­бым ре­бен­ком, ча­сто бо­лел, но ещё в юно­сти сам вы­брал се­бе ду­хов­ную сте­зю и по­сту­пил в Перм­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, где тру­дил­ся его род­ной ба­тюш­ка. 

Боль­шая се­мья свя­щен­ни­ка Ге­ор­гия бы­ла ма­ло­обес­пе­чен­ной. Ду­хов­ное учи­ли­ще по­мо­га­ло Лу­ка­ни­ным, чем мог­ло: Вя­че­сла­ву вы­де­ля­ли сред­ства и на пи­та­ние, и на зим­нюю одеж­ду. От рож­де­ния Гос­подь да­ро­вал Вя­че­сла­ву очень кра­си­вый, силь­ный го­лос. Это сра­зу бы­ло за­ме­че­но его пре­по­да­ва­те­ля­ми и вос­пи­та­те­ля­ми, по­ощ­ряв­ши­ми и раз­ви­вав­ши­ми у маль­чи­ка его необы­чай­ные во­каль­ные дан­ные. Пер­вым есте­ствен­ным по­слу­ша­ни­ем юно­го вос­пи­тан­ни­ка ста­ло кли­рос­ное пе­ние в учи­лищ­ном хра­ме, где его всё ча­ще на­зна­ча­ют «стар­шим по хо­ру». 

Учил­ся Вя­че­слав с боль­шим тру­дом, еже­год­но пе­ре­сда­вая за­дол­жен­но­сти по ис­то­рии, ма­те­ма­ти­ке, физи­ке и дру­гим есте­ствен­ным на­у­кам: он был вы­нуж­ден про­пус­кать за­ня­тия по бо­лез­ни, а сво­бод­ное вре­мя всё ча­ще от­да­вал цер­ков­но­му пе­нию. По­сле окон­ча­ния Перм­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, бу­дучи сем­на­дца­ти­лет­ним юно­шей, с хо­ро­шим го­ло­сом, он был на­прав­лен на ре­гент­ские кур­сы, ко­то­рые про­во­ди­лись еже­год­но при Перм­ской епар­хии. По окон­ча­нии этих кур­сов в 1889 го­ду, Вя­че­слав Лу­ка­нин по­сту­па­ет на пер­вый курс Перм­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. Но по сла­бо­сти здо­ро­вья Вя­че­слав не мо­жет учить­ся из-за ча­стых хво­рей, от­вле­ка­ю­щих его от ре­гу­ляр­но­го по­се­ще­ния учеб­ных за­ня­тий. К кон­цу пер­во­го кур­са у него нако­пи­лось мно­го за­дол­жен­но­стей по­чти по всем пред­ме­там. Но лю­бовь к цер­ков­но­му пе­нию с дет­ских лет все боль­ше и боль­ше за­хва­ты­ва­ла серд­це юно­ши, скло­няя его к пол­ной са­мо­от­да­че слу­же­нию Гос­по­ду. 

Зная, что Вя­че­слав ча­сто бо­ле­ет и не мо­жет про­дол­жать учё­бу, учи­ты­вая пре­крас­ные спо­соб­но­сти юно­ши, и его необы­чай­ный го­лос, учи­тель­ский со­вет се­ми­на­рии, по окон­ча­нии пер­во­го кур­са, ре­ша­ет оста­вить Вя­че­сла­ва в шта­те Перм­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии как со­труд­ни­ка, по­ста­вив его ре­ген­том учи­лищ­но­го и се­ми­нар­ско­го хо­ров. В 1901 го­ду Вя­че­слав Лу­ка­нин был ми­ло­сти­во бла­го­слов­лён Перм­ским Епи­ско­пом Пет­ром в ар­хи­ерей­ский хор. Ви­дя лю­бовь ре­ген­та Вя­че­сла­ва к пе­нию, при­хо­жане Мо­то­ви­ли­хин­ско­го за­во­да про­си­ли его ор­га­ни­зо­вать при их Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви на­род­ный, лю­би­тель­ский хор и быть его ру­ко­во­ди­те­лем, ре­ген­том. Вя­че­слав Лу­ка­нин не от­ка­зал им, и с усер­ди­ем при­нял­ся за это бла­гое де­ло. При этом он, как и преж­де, про­дол­жал слу­жить в ду­хов­ных учи­ли­ще и се­ми­на­рии, петь в ар­хи­ерей­ском хо­ре. При­шед­ший на Перм­скую епар­хи­аль­ную ка­фед­ру епи­скоп Иоанн, по­ста­вил Вя­че­сла­ва Лу­ка­ни­на из чи­на пев­чих на долж­ность по­мощ­ни­ка ре­ген­та при ар­хи­ерей­ском хо­ре и вос­пи­та­те­лем пев­чих ар­хи­ерей­ско­го до­ма. Так но­вым ме­стом жи­тель­ства Вя­че­сла­ва стал Ар­хи­ерей­ский дом Перм­ско­го вла­ды­ки. 

Спу­стя год, 16 июля 1902 го­да, епи­скоп Иоанн опре­де­лил Вя­че­сла­ва на долж­ность пса­лом­щи­ка при за­вод­ской церк­ви Свя­той Тро­и­цы г. Ки­зе­ла Со­ли­кам­ско­го уез­да. Сра­зу по при­ез­ду в Ки­зел, 20 июля 1902 го­да, Вя­че­слав бе­рёт под своё ру­ко­вод­ство хра­мо­вый хор. То, как успеш­но справ­лял­ся Вя­че­слав со сво­и­ми но­вы­ми обя­зан­но­стя­ми здесь, на но­вом ме­сте, сви­де­тель­ству­ют мно­го­чис­лен­ные ар­хи­ерей­ские гра­мо­ты и бла­го­дар­но­сти, по­лу­ча­е­мые им за свои тру­ды. Здесь же, в Ки­зе­ле, 1903 го­ду Вя­че­слав (а ему был уже 21 год) же­нил­ся на де­ви­це Ма­рии Гор­де­евне Гал­ки­ной. Через год у Ма­рии и Вя­че­сла­ва Лу­ка­ни­ных ро­ди­лась пер­вая дочь Га­ли­на. 

В се­мье Лу­ка­ни­ных ро­ди­лось де­вять де­тей, трое из ко­то­рых умер­ли в мла­ден­че­стве, а по­след­няя дочь Люд­ми­ла ро­ди­лась 31 ав­гу­ста 1918 го­да через две неде­ли по­сле му­че­ни­че­ской ги­бе­ли сво­е­го от­ца в Невьян­ске. Люд­ми­ла Вя­че­сла­вов­на про­жи­ва­ет и по­ныне с се­мьёй в Ав­стра­лии, ей 88 лет. 25 мар­та (7ап­ре­ля) 1905 го­да, на празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, епи­ско­пом Перм­ским Пав­лом, Вя­че­слав Лу­ка­нин был по­свя­щен в сти­харь. В 1906 го­ду Вя­че­слав ста­но­вит­ся чле­ном“ Пра­во­слав­но­го Брат­ства свя­ти­те­ля Сте­фа­на Перм­ско­го”. В 1910 го­ду Со­ли­кам­ский уезд по­се­тил Прео­свя­щен­ный епи­скоп Пал­ла­дий. Он при­гла­сил ре­ген­та Свя­то-Тро­иц­ко­го хра­ма Ки­зе­лов­ско­го за­во­да Вя­че­сла­ва Лу­ка­ни­на с его хо­ром при­нять уча­стие в по­езд­ке епи­ско­па по Перм­ской епар­хии, ибо «лу­ка­нин­ский» хор счи­тал­ся са­мым луч­шим во всём Со­ли­кам­ском уез­де. По за­вер­ше­нии этой по­езд­ки Вя­че­слав был удо­сто­ен лич­ной по­хва­лы епи­ско­па Пал­ла­дия с де­неж­ной пре­ми­ей “за пре­крас­ную по­ста­нов­ку хо­ра”. 

26 но­яб­ря (8 де­каб­ря) 1912 го­да Перм­ским епи­ско­пом Пал­ла­ди­ем, Вя­че­слав Лу­ка­нин был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на. При­няв свя­щен­ни­че­ский сан, отец Вя­че­слав не оста­вил управ­ле­ния цер­ков­ным хо­ром, а про­дол­жал ру­ко­во­дить им, как и преж­де. В 1913 го­ду отец Вя­че­слав по­лу­чил «Юби­лей­ный Крест» на Вла­ди­мир­ской лен­те и Юби­лей­ную ме­даль «В Па­мять 300-ле­тия До­ма Ро­ма­но­вых». Со­хра­ни­лись сви­де­тель­ства, что 5 июля 1914 го­да диа­кон Вя­че­слав Лу­ка­нин по­лу­чил пись­мен­ное одоб­ре­ние (за № 305) от бла­го­чин­но­го 1-го окру­га Со­ли­кам­ско­го уез­да «за уме­лую и пре­крас­ную по­ста­нов­ку хо­ра». 

За всё вре­мя слу­же­ния в Ки­зе­лов­ском за­во­де отец Вя­че­слав мно­го­крат­но был удо­сто­ен лич­ной по­хва­лы и де­неж­ных на­град за свои тру­ды по ор­га­ни­за­ции де­я­тель­но­сти хо­ра и от глав­но­го управ­ля­ю­ще­го всех име­ний кня­зя С.С.Аба­ме­лек-Ла­за­ре­ва – гос­по­ди­на Пе­пе­ля­е­ва. Совре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли от­ца Вя­че­сла­ва Лу­ка­ни­на «…че­ло­ве­ком с бар­хат­ным го­ло­сом…». При­хо­жане Мо­то­ви­ли­хин­ско­го за­во­да, при­гла­ша­ли его слу­жить к се­бе, в их за­вод­ской храм, уже в сане диа­ко­на. Ре­зо­лю­ция о пе­ре­ме­ще­нии уже бы­ла на­пе­ча­та­на в «Перм­ских Епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях» за 7 фев­ра­ля 1915, но, по неиз­вест­ной нам при­чине, пе­ре­воз дья­ко­на от­ме­ни­ли. Он был остав­лен на преж­нем ме­сте слу­же­ния. Отец Вя­че­слав был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров Цер­ков­но-пев­че­ских кур­сов в с. Усо­лье Со­ли­кам­ско­го уез­да. 

Со­хра­ни­лись вос­по­ми­на­ния об этих кур­сах: «На­сколь­ко мож­но су­дить по об­щим ме­ро­при­я­ти­ям на­ше­го Прео­свя­щен­ней­ше­го вла­ды­ки Ан­д­ро­ни­ка, на­прав­лен­ным на удо­вле­тво­ре­ние ре­ли­ги­оз­ных нужд Бо­гом вве­рен­ной ему паст­вы, в ря­ду его мно­го­чис­лен­ных Ар­хи­пас­тыр­ских за­бот по управ­ле­нию епар­хи­ей, од­но из вид­ных мест за­ни­ма­ет по­пе­че­ние о по­ста­нов­ке на долж­ную вы­со­ту цер­ков­но­го пе­ния, – этой ис­тин­ной кра­со­ты пра­во­слав­но­го хри­сти­ан­ско­го бо­го­слу­же­ния, это­го мо­гу­че­го ору­дия в де­ле под­ня­тия ре­ли­ги­оз­ной на­стро­ен­но­сти на­се­ле­ния. 

Ибо ко­му неиз­вест­но как уди­ви­тель­но и при­вле­ка­тель­но хо­ро­шее, строй­ное, со­глас­ное и во­оду­шев­лен­ное пе­ние цер­ков­ное! Кто не ис­пы­ты­вал на се­бе и не на­блю­дал как ра­ду­ют­ся и уми­ля­ют­ся пра­во­слав­ные лю­ди, как в го­ро­дах, так и в се­ле­ни­ях, ко­гда у них в хра­ме за­во­дит­ся бо­лее или ме­нее со­глас­ное хо­ро­вое пе­ние! 

В це­лях об­ра­зо­ва­ния на при­хо­дах опыт­но­го в цер­ков­но-пев­че­ском де­ле со­ста­ва ру­ко­во­ди­те­лей цер­ков­ных хо­ров, пса­лом­щи­ков и во­об­ще в це­лях до­сти­же­ния воз­мож­но луч­шей по­ста­нов­ки цер­ков­но­го пе­ния, наш по­пе­чи­тель­ный о нуж­дах паст­вы Ар­хи­пас­тырь от­крыл при сво­ем Ар­хи­ерей­ском до­ме спе­ци­аль­ное учи­ли­ще для под­го­тов­ки пса­лом­щи­ков, по его рас­по­ря­же­нию все при­чты епар­хии снаб­же­ны пре­крас­ным ру­ко­вод­ством по цер­ков­но­му пе­нию – кни­гою «Спут­ник Пса­лом­щи­ка». 

На­ко­нец пред­ло­же­ни­ем от 23 ян­ва­ря те­ку­ще­го (1915) го­да он пред­ло­жил ду­хо­вен­ству епар­хии об­су­дить во­прос на Бла­го­чин­ни­че­ских Окруж­ных Съез­дах и про­ве­сти в жизнь во­прос об устрой­стве по окру­гам цер­ков­но-пев­че­ских крат­ко­сроч­ных кур­сов для диа­ко­нов и пса­лом­щи­ков. Пер­вые та­кие кур­сы устро­е­ны бы­ли по бла­го­сло­ве­нию Прео­свя­щен­ней­ше­го Ар­хи­пас­ты­ря, в се­ле Усо­лье Со­ли­кам­ско­го уез­да, для ду­хо­вен­ства 1 и 4 окру­гов это­го уез­да. На кур­сы при­бы­ли – от ду­хо­вен­ства 1–го окру­га (в окру­ге 11 церк­вей) 7 диа­ко­нов и 5 пса­лом­щи­ков и от ду­хо­вен­ства 4–го окру­га (в окру­ге 20 церк­вей) 9 дья­ко­нов и 14 пса­лом­щи­ков. На кур­сах этих, про­ис­хо­див­ших меж­ду 19 мая и 8 июня, в по­ме­ще­нии Усоль­ско­го Зем­ско­го учи­ли­ща, и во­очию до­ка­зав­ших всю це­ле­со­об­раз­ность и да­же необ­хо­ди­мость устрой­ства по­доб­ных им. Про­во­ди­лись кро­ме цер­ков­но­го пе­ния, ко­е­му, есте­ствен­но, уде­ле­но бы­ло глав­ное вни­ма­ние (27 за­нят­ных ча­сов в неде­лю), цер­ков­ный устав, цер­ков­но­сла­вян­ский язык и цер­ков­ное пись­мо­вод­ство. Ру­ко­во­ди­те­ля­ми кур­сов бы­ли окруж­ные бла­го­чин­ные свя­щен­ни­ки отец Ни­ко­лай Ор­лов и отец Ва­си­лий Мель­ни­ков. Пре­по­да­ва­те­ля­ми бы­ли: – по пе­нию от­цы дья­ко­ны – за­во­до Ки­зе­лов­ской церк­ви Вя­че­слав Лу­ка­нин и церк­ви се­ла По­ло­во­до­ва Си­ме­он Глад­ких; – по цер­ков­но­му пись­мо­вод­ству отец Бла­го­чин­ный Ор­лов; – по цер­ков­но­сла­вян­ско­му чте­нию и уста­ву – свя­щен­ник за­во­до-Алек­сан­дров­ской церк­ви отец Алек­сандр Пас­ту­хов. Внут­рен­ний рас­по­ря­док жиз­ни слу­ша­те­лей кур­сов уста­нов­лен был сле­ду­ю­щий: 
 
– в 6.30 ча­сов утра мо­лит­ва, по­сле неё чай, за­тем с 8 ча­сов до 1.30 ча­сов дня за­ня­тия;
– в 2 ча­са обед;
– в 4 ча­са чай, с 5 до 8 ча­сов сно­ва за­ня­тия;
– в 9 ча­сов чай (вме­сто ужи­на), а по­сле него об­щая ве­чер­няя мо­лит­ва. 
 
Ве­чер­них за­ня­тий в ка­ну­ны празд­ни­ков и утрен­них за­ня­тий в дни са­мих празд­ни­ков на кур­сах не про­из­во­ди­лось, а слу­ша­те­ля­ми их от­прав­ля­лись в эти дни Бо­го­слу­же­ния в мест­ных Усоль­ских церк­вах, при­чем кур­си­сты яв­ля­лись и ру­ко­во­ди­те­ля­ми об­ще­на­род­но­го пе­ния. А вот ка­кая ин­те­рес­ная и об­шир­ная по объ­е­му про­грам­ма прой­де­на бы­ла слу­жи­те­ля­ми кур­сов в те­че­нии трех недель. По тео­рии пе­ния: эле­мен­тар­ные све­де­ния об опре­де­ле­нии му­зы­ки и пе­ния, о зву­ках во­об­ще, о му­зы­каль­ных зву­ках, дол­го­те, вы­со­те, темб­ре и си­ле, нот­ном стане, но­то­пи­са­нии, клю­чах, ин­тер­ва­лах, зна­ках из­ме­не­ния, гам­ме во­об­ще и в част­но­сти ди­а­то­ни­че­ской и хро­ма­ти­че­ской, о ма­жор­ных и ми­нор­ных то­нах, о ме­ло­дии и транс­по­зи­ции, об из­ме­не­нии дол­го­ты зву­ков и опре­де­ле­нии строя ме­ло­дии; на­чаль­ные све­де­ния о гар­мо­нии – об ак­кор­дах, двух­го­лос­ной гар­мо­нии, тре­зву­чии, об­ра­ще­нии тре­зву­чий, рас­по­ло­же­нии го­ло­сов, за­дер­жа­нии, подъ­еме, про­хо­дя­щих но­тах, раз­ме­ре и рит­ме, об уда­ре­нии и па­у­зе, о зна­че­нии точ­ки при но­тах, бре­ви­се, ре­при­зе, зна­ках си­лы зву­ка, о син­ко­пе, тес­ной и ши­ро­кой гар­мо­нии, на­кло­не­нии в пес­но­пе­ни­ях, ла­дах, да­ва­нии то­на хо­ру; о то­нах – ос­нов­ном и ввод­ном, кон­со­нан­се и дис­со­нан­се, о пре­по­да­ва­нии пе­ния в шко­ле и об управ­ле­нии неболь­шим хо­ром. 

По окон­ча­нии за­ня­тий на кур­сах слу­ша­те­лям их про­из­ве­де­ны бы­ли по­ве­роч­ные ис­пы­та­ния в об­ла­сти прой­ден­ных ими пред­ме­тов, при­чем все они, бла­го­да­ря сво­им усерд­ным, уси­лен­ным на кур­сах за­ня­ти­ям, об­на­ру­жи­ли вполне удо­вле­тво­ри­тель­ные по­зна­ния. На от­че­те ру­ко­во­ди­те­лей кур­сов о про­ис­хо­див­ших на них за­ня­ти­ях Его Прео­свя­щен­ство, Прео­свя­щен­ней­ший Ан­д­ро­ник по­ло­жил 11–го июня ре­зо­лю­цию сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния: «Ра­ду­юсь та­ко­му усерд­но­му де­лу и бла­го­да­рю всех по­тру­див­ших­ся». Да по­слу­жит эта ми­ло­сти­вая ар­хи­пас­тыр­ская бла­го­дар­ность долж­ным воз­да­я­ни­ем по­хва­лы Вла­ды­ки, да по­слу­жат ру­ко­во­дя­щим об­раз­цом при устрой­стве по­доб­ных кур­сов в дру­гих Бла­го­чин­ни­че­ских окру­гах на­шей Епар­хии». 

Цер­ков­но–пев­че­ские кур­сы про­шли на вы­со­ком уровне, по окон­ча­нии их от­цу Вя­че­сла­ву, в чис­ле дру­гих ор­га­ни­за­то­ров, бы­ла вы­ска­за­на бла­го­дар­ность слу­ша­те­лей: «Дья­ко­ны и пса­лом­щи­ки 1–го и 4–го окру­гов, Со­ли­кам­ско­го уез­да, быв­шие на пер­вых в епар­хии окруж­ных пса­лом­щи­че­ских кур­сах в се­ле Усо­лье с 19 мая по 9 июня 1915 го­да, при­но­сят ис­крен­нюю бла­го­дар­ность сво­е­му Ар­хи­пас­ты­рю и От­цу, Его Прео­свя­щен­ству, Прео­свя-щен­ней­ше­му Ан­д­ро­ни­ку, а так­же от­цу, за­ве­ду­ю­ще­му кур­са­ми бла­го­чин­но­му 1–го окру­га свя­щен­ни­ку Н. Ор­ло­ву, от­цу бла­го­чин­но­му 4–го окру­га В. Мель­ни­ко­ву, от­цам лек­то­рам В.Лу­ка­ни­ну; свя­щен­ни­ку И. Лю­би­мо­ву за со­чув­ствен­ное от­но­ше­ние к нуж­дам кур­сов». 

Ещё два го­да про­слу­жил отец Вя­че­слав при за­во­до-Ки­зе­лов­ской церк­ви, а 27 июня 1916 го­да, его пе­ре­ве­ли на Се­реб­рян­ский за­вод Кун­гур­ско­го уез­да на ва­кан­сию пса­лом­щи­ка. По­чти сра­зу по­сле пе­ре­во­да отец Вя­че­слав по­да­ет про­ше­ние пе­рей­ти в за­штат, и через ме­сяц, 18 июля, его прось­ба бы­ла удо­вле­тво­ре­на. На­хо­дясь за шта­том, из-за сво­их мно­го­чис­лен­ных бо­лез­ней, отец Вя­че­слав про­дол­жал слу­жить и ру­ко­во­дить дет­ским цер­ков­ным хо­ром в Се­реб­рян­ском цер­ков­ном дет­ском при­юте. 

Недол­го про­слу­жил он в Се­реб­рян­ской церк­ви. В ок­тяб­ре 1916 го­да о. Вя­че­слав пе­ре­ехал слу­жить в го­род Шад­ринск Ека­те­рин­бург­ской епар­хии, где пре­по­да­вал цер­ков­ное пе­ние в Шад­рин­ском Алек­се­евс ком ре­аль­ном учи­ли­ще. Из го­ро­да Шад­рин­ска отец Вя­че­слав вер­нул­ся в Перм­скую Епар­хию. 4 мар­та 1918 го­да он был на­зна­чен в Невьян­ский за­вод Ека­те­рин­бург­ской епар­хии в ка­че­стве ре­ген­та – ме­сто сво­ей бу­ду­щей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. В неспо­кой­ное вре­мя на­ча­лось слу­же­ние от­ца Вя­че­сла­ва на Гор­но­за­вод­ском Ура­ле: шёл 1918 год. В Невьян­ском за­во­де дья­кон Вя­че­слав слу­жил в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре пять с по­ло­ви­ной ме­ся­цев. 

Ле­том 1918 го­да на тер­ри­то­рии Невьян­ско­го за­во­да и в бли­жай­ших на­се­лен­ных пунк­тах: Шу­ра­лин­ском и Верхне-Та­гиль­ском за­во­дах рас­по­ло­жил­ся ре­во­лю­ци­он­ный от­ряд «Крас­ные ор­лы» – это осо­бый, спе­ци­аль­ный, ка­ра­тель­ный от­ряд, сфор­ми­ро­ван­ный в го­ро­де Ка­тай­ске ор­га­на­ми Со­вет­ской вла­сти для «усми­ре­ния» и по­дав­ле­ния лю­бых вос­ста­ний, ми­тин­гов и вы­ступ­ле­ний на­се­ле­ния про­тив боль­ше­вист­ских вла­стей. В кра­е­вед­че­ском му­зее го­ро­да Ка­тай­ска, оста­лись мно­го­чис­лен­ные вос­по­ми­на­ния крас­но­ар­мей­цев из это­го от­ря­да. Чи­тая их «от­кро­ве­ния» удив­ля­ешь­ся, с ка­ким ци­низ­мом и по­хваль­бой они пи­шут о том, как уби­ва­ли свя­щен­ни­ков и ми­рян. Лю­дей чет­вер­то­ва­ли, жи­вьем за­ка­пы­ва­ли в зем­лю, глу­ми­лись, при­ме­ня­ли к ним са­мые звер­ские пыт­ки. Слу­ча­лось, что из­му­чен­ных и уми­ра­ю­щих стра­даль­цев, про­сив­ших во­ды, крас­но­ар­мей­цы ки­да­ли в лу­жи про­ли­той ими же кро­ви, за­став­ляя её пить… Са­мым рас­про­стра­нен­ным спо­со­бом уни­что­же­ния цер­ков­ных слу­жи­те­лей бы­ли рас­стре­лы, чет­вер­то­ва­ние и утоп­ле­ния. То­пи­ли их не толь­ко в ре­ках, но и в ко­лод­цах. «Крас­но­ор­лов­цам» не бы­ло под час да­же и 20-ти лет. За эти-то «по­дви­ги» мно­гие из них бу­дут по­том по­лу­чать пер­со­наль­ные пен­сии: как са­ми, так и их де­ти, и вну­ки… 

Вот что рас­ска­зы­ва­ла га­зе­та «За­ураль­ский край», сви­де­тель­ни­ца тех ро­ко­вых со­бы­тий 1918 го­да: «…По Ура­лу. В Невьян­ске. Ли­цо, на днях при­е­хав­шие из Невьян­ска, со­об­щи­ло нам неко­то­рые ин­те­рес­ные по­дроб­но­сти пре­бы­ва­ния там боль­ше­вист­ской вла­сти. За по­след­ние ме­ся­цы боль­ше­вист­ский тер­рор до­шел в Невьян­ске до невоз­мож­ных пре­де­лов. Осо­бен­ную же­сто­кость про­яв­лял пред­се­да­тель быв­ше­го Ека­те­рин­бург­ско­го уезд­но­го со­в­де­па, ле­вый с.-р. Му­хин. 

Рас­стре­лы со­вер­ша­лись не де­сят­ка­ми, а сот­ня­ми – по­чти нет до­ма, где бы ни бы­ло по­стра­дав­ше­го от боль­ше­ви­ков. Меж­ду про­чим, бы­ла рас­стре­ля­на жен­щи­на и её 6–ти лет­няя де­воч­ка, за то, что её муж пе­ре­шёл на сто­ро­ну че­хо­сло­ва­ков. Рас­ска­зы­ва­ют, что ко­гда к ней явил­ся ка­кой-то ко­мис­сар с во­про­сом, где её муж, – она от­ве­ти­ла: 
 
– Вы са­ми зна­е­те, что он уехал, я не мо­гу знать, где он на­хо­дит­ся. 
 
– Так вот, чтобы ты зна­ла, где твой муж, я те­бя рас­стре­ляю, ска­зал ко­мис­сар. 

Мно­гие жерт­вы боль­ше­вист­ско­го тер­ро­ра сбра­сы­ва­лись жи­вы­ми в шах­ту, вер­стах в ше­сти от Невьян­ска. Все, кто толь­ко мог, бе­жа­ли из за­во­да и скры­ва­лись. Меж­ду про­чим, один ав­то­мо­би­лист, скрыв­ший­ся по­сле июнь­ско­го вос­ста­ния в Невьян­ске, про­си­дел в сто­ге се­на 72 дня. За все это вре­мя, кре­стьяне при­но­си­ли ему пи­щу, тща­тель­но сле­дя за тем, чтобы его не от­кры­ли крас­но­ар­мей­цы. Дру­гой ав­то­мо­би­лист про­ле­жал 40 дней в яме, вы­ло­жен­ной сло­ем се­на, при­кры­той свер­ху дос­ка­ми с зем­лёй. И за ним так же тща­тель­но уха­жи­ва­ли кре­стьяне, при­но­ся ему каж­дую ночь пи­щу и от­кры­вая на это вре­мя дос­ки. Меж­ду про­чим, в Невьян­ских ле­сах укры­вал­ся бо­лее двух ме­ся­цев член Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния Куз­не­цов, слу­чай­но очу­тив­ший­ся во вре­мя июнь­ско­го вос­ста­ния в Невьян­ске. Всё, что толь­ко мож­но бы­ло, боль­ше­ви­ки по­ста­ра­лись увез­ти… На­стро­е­ние сре­ди на­се­ле­ния по­дав­лен­ное, так как оно всё ещё не мо­жет прий­ти в се­бя по­сле недав­них ужа­сов; мно­гие до сих пор ещё скры­ва­ют­ся в ле­сах, мно­гие уве­зе­ны в ка­че­стве за­лож­ни­ков».
Власть на тер­ри­то­рии Невьян­ско­го за­во­да ме­ня­лась то­гда очень ча­сто: то крас­ные, то бе­лые… В тот мо­мент Невьян­ский за­вод был за­нят крас­ны­ми. И со сто­ро­ны мест­ных, «крас­ных» вла­стей был при­каз о том, чтобы не про­во­дить ни­ка­ких «сбо­рищ» по лю­бым по­во­дам. По вос­по­ми­на­ни­ям участ­ни­ков со­бы­тий, 6 (19) ав­гу­ста 1918 г. дол­жен был вновь от­ме­чать­ся пре­столь­ный празд­ник Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра в Невьян­ске. 

На­ка­нуне отец Вя­че­слав со сво­им хо­ром, го­стя­ми и хо­ри­ста­ми Свя­то-Тро­иц­ко­го хра­ма г. Ки­зе­ла, при­е­хав­ши­ми спе­ци­аль­но на это тор­же­ство. Си­де­ли ве­че­ром в до­ме и об­суж­да­ли план про­ве­де­ния хра­мо­вых тор­жеств. Был ве­чер. Ок­но в до­ме бы­ло пло­хо за­што­ре­но, и лу­чик све­та чуть-чуть про­са­чи­вал­ся на ули­цу. Был ко­мен­дант­ский час. Об­на­ру­жив свет, крас­но­ар­мей­цы во­рва­лись в дом и аре­сто­ва­ли всех, кто там был. На сле­ду­ю­щий день под кон­во­ем всех их при­ве­ли к Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­му со­бо­ру и за ал­та­рем за­ста­ви­ли рыть мо­ги­лы. 

Отец Вя­че­слав был сре­ди при­хо­жан, и так­же рыл мо­гил­ку. Он с до­сто­ин­ством по­про­сил крас­но­ар­мей­цев, доз­во­лить ему по­мо­лит­ся пе­ред смер­тью в со­бо­ре. Не услы­шав от­ве­та, отец Вя­че­слав мед­лен­но по­шел в со­бор, ти­хо чи­тая мо­лит­ву «за упо­кой» сво­ей ду­ши. Вой­дя в храм, он ви­дел, как «крас­но­ор­лов­цы» сры­ва­ют со стен ико­ны, бро­са­ют их на пол, при этом вы­ла­мы­ва­ют дра­го­цен­ные окла­ды, кру­ша всё, что по­па­да­ло им под ру­ки. Он бы­ло всту­пил­ся, но не мог быть услы­шан. Стоя спи­ной к «вар­ва­рам» отец Вя­че­слав мо­лил­ся пе­ред об­ра­за­ми. 

Ви­дя его мо­ля­щим­ся, один из «ор­лов­цев» вы­стре­лил от­цу Вя­че­сла­ву пря­мо в спи­ну. Этим вы­стре­лом он и был убит на­по­вал, убит пря­мо в хра­ме, за мо­лит­вой… Его во­ло­ком вы­та­щи­ли из со­бо­ра и бро­си­ли в мо­гил­ку, ещё тёп­лую вы­ры­тую его ру­ка­ми. В тот день бы­ли рас­стре­ля­ны все, кто был с ним, о чём сви­де­тель­ству­ют за­пи­си в мет­ри­че­ской кни­ге Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Невьян­ско­го за­во­да, за 1918 год. 16 ав­гу­ста 1918 го­да яви­лось для от­ца Вя­че­сла­ва ро­ко­вым. А на­ка­нуне, 15 чис­ла празд­но­ва­лась па­мять пе­ре­не­се­ния мо­щей Пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на Ар­хи­ди­а­ко­на. На служ­бе зву­ча­ли сло­ва чте­ния из св. Апо­сто­ла, чи­тал отец Вя­че­слав: 

«…И ка­ме­ни­ем по­би­ва­ху Сте­фа­на, мо­ля­ща­ся и гла­го­лю­ща: Гос­по­ди Иису­се, при­и­ми дух мой. Пре­клонь же ко­ле­на, возо­пи гла­сом ве­лим: Гос­по­ди, не по­ста­ви им гре­ха се­го. И сия рек успе». (Де­я­ния св. Апо­сто­лов, гл. 7, стих 58-60.)
Для от­ца Вя­че­сла­ва – эти сло­ва ока­за­лись про­ро­че­ски­ми. 

«Кли­ки, гроз­ные кли­ки, раз­да­ют­ся во­круг… пред тол­пой Весь ис­тер­зан­ный, кро­вью за­ли­тый, На ко­ле­нях Апо­стол Свя­той. То Сте­фан…», 

…так пи­сал о му­че­ни­че­ской кон­чине Ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на, бу­ду­щий но­во­му­че­ник свя­щен­ник Ар­ка­дий Га­ря­ев, так же по­стра­дав­ший от от­ря­да «Крас­ных ор­лов»... 

«…То Сте­фан… Но моль­бы о по­ща­де Не услы­шат му­чи­те­ли, – нет: Его взо­ры вос­тор­гом бли­ста­ют, Шлёт он смер­ти же­лан­ной при­вет. Не страш­ны ему кам­ни, сво­бод­ный, По­сле смер­ти те­лес­ной, ду­шой Он пред­станет Хри­сту, – во­жде­лен­ный, Он най­дёт там при­ют и по­кой. Что ж му­че­нья зем­ные? Мо­лить­ся, По­ка мо­жет, спе­шит он за тех, Па­ла­чей сво­их: «От­че, про­стит­ся Пусть им этот кро­ва­вый их грех…». (о. Ар­ка­дий Га­ря­ев) 

По со­хра­нив­шим­ся до­ку­мен­там отец Вя­че­слав вме­сте с при­хо­жа­на­ми был по­хо­ро­нен воз­ле ал­та­ря пра­во­го пре­де­ла Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го Со­бо­ра. От­пе­вал свя­щен­но­му­че­ни­ка Вя­че­сла­ва вме­сте с безы­мян­ны­ми бра­тья­ми свя­щен­ник о. Иоанн Ры­бо­ловлев, ко­то­рый позд­нее сам бу­дет ре­прес­си­ро­ван. Ста­ро­жи­лы рас­ска­зы­ва­ют, что в 80-е го­ды ХХ ве­ка при про­клад­ке во­до­про­во­да за ал­та­рем со­бо­ра сня­ли слой зем­ли, где об­на­ру­жи­ли три гро­ба. По­том, в 90-е го­ды, при ве­де­нии ра­бот по вос­ста­нов­ле­нию со­бо­ра, при вскры­тии зем­ли бы­ли вновь об­на­ру­жи­ва­е­мы остан­ки неиз­вест­ных лю­дей. Но рас­коп­ки при­оста­но­ви­ли, а име­на усоп­ших оста­ва­лись неиз­вест­ны­ми. Ме­сто это бы­ло до вре­ме­ни за­сы­па­но зем­лёй в ожи­да­нии даль­ней­ших су­деб Бо­жи­их. 

Свя­той му­че­ник дья­кон Вя­че­слав Невьян­ский (Лу­ка­нин) – был ка­но­ни­зи­ро­ван в ли­ке Но­во­му­чен­ни­ков Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 17июля 2002 г. В суб­бо­ту, 16 ав­гу­ста 2003 го­да, в г. Невьян­ске со­сто­я­лось дол­го­ждан­ное со­бы­тие – пе­рео­свя­ще­ние вос­ста­нов­лен­но­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра. Это тор­же­ство воз­гла­вил Его Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство, Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ший Ар­хи­епи­скоп Ека­те­рин­бург­ский и Вер­хо­тур­ский Ви­кен­тий. 

Освя­ще­ние со­бо­ра бы­ло на­зна­че­но на­ка­нуне празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. По Бо­жье­му про­мыс­лу, освя­ще­ние со­бо­ра сов­па­ло с днём му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го му­че­ни­ка Вя­че­сла­ва Невьян­ско­го (Лу­ка­ни­на). И Храм Бо­жий вновь был окроп­лен свя­той во­дой как неко­гда, 85 лет на­зад, он был освя­щен му­че­ни­че­ской кро­вью свя­то­го му­че­ни­ка Вя­че­сла­ва Невьян­ско­го. Ко­гда со­бор на­хо­дил­ся в по­ру­га­нии и под его кры­шей на­хо­дил­ся один из це­хов мест­но­го за­во­да, то ра­бо­тав­шие там лю­ди сви­де­тель­ству­ют, что неод­но­крат­но слы­ша­ли в «це­хе» ан­гель­ское пес­но­пе­ние, не до­га­ды­ва­ясь при том о его про­ис­хож­де­нии. А по­мощь шла к нам по мо­лит­вам свя­то­го му­че­ни­ка Вя­че­сла­ва Невьян­ско­го.

МОЛИТВЫ


Тропарь священномученику Вячеславу Луканину
глас 2

«Пою Богу моему дондеже есмь», / – купно с Давидом воспеваше новомученик Вячеслав; / «Господи, прими дух мой», / – яко Стефан воззва, / да возрастает семя Церкви, / юже Господь на кро́ви мучеников назда, / мы же с ними вопием: // «Прими, Господи, жертву хвалы и воскликновения».

Кондак священномученику Вячеславу Луканину
глас 4

«Богу сердцем пойте», / научал еси. / И, услышав твоя молитвы, Господь, / испытуя же тя яко злато в горниле, / до конца очистил еси. / Да принесеши Богови священный дар / – сердце любокрасное, диаконство неподкупное, / святый священномучениче Вячеславе, // моли со други – мучениками спастися нам.



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS