Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в московском храме св. блгв. кн. Александра Невского в Александровке


Все записи

24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в храме святого благоверного князя Александра Невского в Александровке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Второе воскресенье Великого поста на языке церковного устава именуется Неделей светотворных постов. Светотворный пост — это пост, который творит свет. Даже сегодня, после всего, что было в истории Церкви в связи с этой темой, трудно, если вообще возможно, понять, как пост может творить свет. Но есть духовный опыт многих людей, который особым образом был явлен в XIV веке на Горе Афон. Там возникло целое движение иноков, которые молитвой и постом углублялись в духовную жизнь настолько, что весь мир оставался где-то на периферии, и достигали такого состояния, что становились словно источники некоего света. В Церкви возникло движение, участники которого стремились не только понять, но и разъяснить людям, что свет, который зажигается в сердце человека через молитву, пост, совершение добрых дел, свет, который отображается в лице человека, в его глазах — это не простой свет, но явление Божественной благодати. Свет есть синоним Божественной благодати, есть видимое выражение Божественной благодати. Более того, свет является свидетельством присутствия Божественного начала в человеке.

Мы знаем, что иногда даже после мимолетного знакомства хочется сказать: «Какой светлый человек». Что это означает? У такого человека может быть совершенно не светлый цвет кожи или глаз, но мы ведь говорим не о физическом свете и цвете — мы говорим о свете, который этот человек источает. Наверное, каждому доводилось встречаться с такими светлыми людьми. К ним тянешься — увидев свет в таком человеке, люди стремятся быть с ним ближе.

А как замечательно, если именно лицезрение такого света помогает людям полюбить друг друга и создать семью! Не внешнего света, не блеска, который сопутствует жизни богатого и преуспевающего человека, а того самого света, который излучают глаза, лицо, который нельзя не заметить любому, даже не очень проницательному человеку. Другими словами, свет Божественной благодати присутствует в людях. И святые отцы Афона, размышляя на тему присутствия Божественной благодати в жизни людей, сказали в XIV веке, что тот самый свет, который присутствует в людях, который изменяет их жизнь, есть не естественный свет, а сама Божественная благодать, нетварная Божественная энергия. Собственно говоря, вся жизнь христианина должна быть направлена на то, чтобы стяжать эту энергию, чтобы эта энергия присутствовала в жизни. Для этого, конечно, необходимы особые усилия. Пост и молитва, на которых Церковь особенно настаивает в дни Святой Четыредесятницы, и являются доступными средствами для того, чтобы стяжать Божественную благодать, чтобы стяжать нетварную энергию.

Неслучайно, что во второе воскресенье поста Церковь об этом вспоминает и этому учит. Потому что Великий пост — это лучшее время побороть свои грехи и пристрастия, открыть свое сердце действию Божественной благодати. Мы вспоминаем о действии Божественной благодати, когда у нас еще остается пять недель, чтобы хоть в малой степени повторить дивный опыт святых, стяжавших благодать, стяжавших Божественный свет.

Что же может сильнее, чем Божественная благодать, действующая в нас, укрепить нашу веру? Да ничего! Никакие аргументы не убеждают современных людей, особенно в сфере религиозной жизни. Но личный опыт человека, который почувствовал действие благодати в своем сердце, является сильнейшим доказательством присутствия Бога в нашей жизни. Еще раз скажу об опыте богоносных отцов, в XIV веке сформулировавших эту очень правильную богословскую мысль, ставшую практически догматом. Отцы не просто сформулировали эту мысль, но и защитили ее от попрания еретиками. Это событие мы сегодня и празднуем — утверждение простой и одновременно сложной богословской идеи о том, что Божественная благодать присутствует в нашей жизни и может проявлять себя в жизни человека и в жизни человеческого общества.

Господь да поможет нам, получившим это умудрение от святых старцев, попытаться в меру наших сил, возрастая духовно и борясь со своими греховными недугами, стяжать Божественную благодать, а вместе с ней надежду на спасение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS