Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Собор Коми святых

Святые в земле Коми просиявшие

Дата празднования Собора – 11 февраля (29 января). Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 23 марта 2015 года.

В Собор вошли четыре просветителя: свтт. Стефан Пермский, Герасим, Питирим и Иона, Устьвымские чудотворцы, 17 новомучеников и исповедников российских, в земле Коми просиявших – священнослужители, причисленные к лицу святых после гонений на православную церковь в советские времена.

Главная  /  Собор Коми святых


Святитель Иона Великопермский, Устьвымский чудотворец

| 10:15:15 09.02.16

Из жития святителей Стефана, Герасима и Питирима видно, как трудно и опасно было положение юной Пермской церкви. В продолжение многих лет она почти постоянно подвергалась грабежам и разорению от хищных соседей и не видела защиты и помощи от великого князя. Неудивительно поэтому, что первый преемник Стефана, епископ Исаакий, вынужден был скоро отказаться от епархии и идти на покой. Следовавшие за ним святители Герасим и Питирим кончили свое служение мученической смертью.

Чего должен был ожидать себе новый владыка Пермский Иона, рукоположенный соименным ему московским первосвятителем в 1455 году, вскоре по убиении Питирима? Те же самые лишения и труды, опасности и беды предстояли и ему, как и его предшественникам, и много нужно было иметь самоотвержения и преданности воле Божией, чтобы решиться идти на кафедру Пермскую.


Святитель Иона (1470, память 6 июня). Не знаем, где родился и воспитан, где принял пострижение и готовился к своему высокому служению избранник Божий, не усомнившийся занять кафедру, обагренную кровью его предшественников. К счастью для нового святителя и его паствы, темное время междоусобий уже проходило. Самый опасный враг Василия Темного Шемяка был уже в могиле, великий князь с каждым днем чувствовал себя сильнее, начинал действовать смелее и решительнее, так что епископ Пермский мог уже быть спокойным за свою безопасность.

Мало того, врагам Перми готовилось справедливое возмездие за их грабежи и разбои. Еще отпуская Иону в Пермь, великий князь обещал ему покровительство и защиту как от вятчан, так и от вогулов, решившись смирить и наказать их. Так как вятчане много наделали бед в северном краю и даже участвовали в убиении святителя Питирима, то в 1458-1459 годах сильная московская рать строго наказала вятчан, покорила много их городов, привела всю вятскую землю в зависимость от Москвы и обложила данью. С этого времени вятская вольница, страшась грозного могущества Москвы, не смела более нападать на Пермь и производить там грабежи и убийства.

Оставалось смирить другого, более строптивого и кровожадного, врага зырян - вогулов. Великий князь из-за отдаленности Перми от Москвы поручил устюжанам и новгородцам блюсти ее и помогать ратными людьми по первому требованию пермского владыки. Владыка Иона благоразумно воспользовался военной помощью Москвы и в короткое время успел ввести в стране твердый порядок, восстановить общественное спокойствие и упрочить народное благосостояние. Его неусыпные попечения о благе Церкви, бескорыстная готовность содействовать улучшению нравственного и хозяйственного быта зырян, отеческая ко всем благотворительность привлекли к нему народ.

Не меньшим почетом и уважением святитель пользовался и у великого князя и у митрополита. Так, 12 декабря 1459 года вместе с прочими российскими архиереями он писал увещание литовским епископам сохранять верность православию и не принимать Григория - ученика Исидорова, а в 1461 году, по кончине митрополита Ионы, он объявил Собору волю почившего первосвятителя - чтобы в преемники ему поставлен был Ростовский архиепископ Феодосии (Бывальцев). Это ясно показывает, какую любовь и доверие пермскому святителю имел митрополит Иона. Но главным и более важным подвигом епископа Ионы было обращение ко Христу Великой Перми, которую он, по выражению летописи, «добавне крести».

Великая Пермь - обширная и дикая, располагалась по рекам Каме и Чусовой, в верховьях Вычегды и Печоры, откуда остяки и вогулы врывались в поселения новых христиан; это нынешние Троицко-Печорский район Коми республики, Коми-Пермяцкий округ, Пермская область севернее Соликамска, северо-западная часть Свердловской области, где вместе с коми-пермяками жили на юго-западе вотяки, а на востоке - остяки и вогулы.

До 1462 года народцы эти упорно держались веры отцов своих, поклоняясь Войпелю и Золотой бабе. Ревнуя о славе Божией и сожалея об этих несчастных братьях зырян, утопавших в язычестве, блаженный Иона сделался их просветителем.

Вначале, подобно св. Стефану, он долго боролся с предрассудками закоренелых идолопоклонников, переносил обиды и лишения, подвергался опасностям и гонениям. Но, посрамив в прениях о вере упорнейших волхвов и тунов, святитель ясно показал народу ничтожество язычества и сумел привести к вере Христовой пермского князя в его городе Уросе(ныне село), назвав его при крещении Михаилом. Это был влиятельнейший из пермских властителей — при помощи его святитель в 1462-1463 годах приступил к истреблению идолопоклонства: посекал чтимые народом деревья, сжигал кумирни и, в конце концов, крестил жителей Великой Перми. Чтобы утвердить православную веру в сердцах новообращенных, он вызвал из Усть-Выми надежных и опытных священников; на местах идольских капищ, куда народ привык сходиться для молитвы, были построены церкви и при них - школы для обучения детей. Самыми деятельными и усердными помощниками Ионы в этом апостольском подвиге были иноки Троицкой Печорской пустыни, как ближайшие соседи к главному городу Великой Перми - Чердыни.

По кончине святителя они долгое время исправляли обязанности приходских священников для христиан, живших по реке Печоре. В то же время и в самой Чердыни святитель Иона основал Богословский монастырь для большего утверждения христианства в сердцах новопросвещенных. Устюжане и новгородцы, ранее других узнавшие об успехе проповеди святителя, поспешили прислать ему свои дары и вклады на устройство и украшение церквей.

В 1468 году еще раз было нарушено спокойствие Перми - на сей раз казанскими татарами, захватившими Вятку, подвинувшимися затем к пределам Перми и начавшими уже грабить жителей. Но в следующем же году татары были разбиты устюжанами и заключили мир. Блаженный Иона, как заботливый хозяин и сердобольный отец, не был безучастным свидетелем этих последних испытаний своей паствы. Напротив — не щадя ни старческих сил своих, ни материальных средств, он старался помочь потерпевшим и водворить везде спокойствие и порядок.

Как бы предчувствуя близость своей кончины, в последние годы он особенно старался утвердить благочестие в простодушных людях и уничтожить языческие обычаи; для этого почти постоянно путешествовал из конца в конец своей обширной епархии, строил новые церкви, увеличивал число клира, будучи сам для него живым примером искреннего благочестия. Наступил 1470 год, пятнадцатый год его епископства. Старец начал чувствовать слабость, чаще стал подвергаться недугам, но и теперь не хотел оставить свою обычную деятельность, пока предсмертная болезнь не сразила его. Он мирно скончался в Усть-Выми 6 июня 1470 года. «И положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в своей его епископии, близ мощей святых в церкви по левую сторону Герасима и Питирима епископов, усть-вымских чудотворцев, с надгробными псалмопении проводивше честне, идеже и доныне все трие вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою приходящим и до сего дне, по слову Христа Бога нашего».

Молитва святителям Герасиму, Питириму и Ионе, епископам Пермским.

О преподобнии и богоблаженнии отцы наши Герасиме, Питириме и Ионо! Услышите нас, раб Божиих (имена), в час сей к вам молящихся: помолитеся о нас Владыце Христу Богу, много бо дерзновение к Нему стяжали есте, искренний молебницы о нас суще. Умолите Господа отпустить наша грехи, и Небеснаго Царствия сподобить нас во веки веков. Аминь.




Дата поминовения 11 февраля, 6 июня
Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS