Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц апрель Четырнадцатый день.

27.04.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Поучение 1-е. Свв. муч. литовские: Иоанн, Антоний и Евстафий.

(Об отречении от Христа).

   I. При литовском князе Ольгерде, ревностном язычнике, двое литовских юношей, братья Нежила и Круглец, приняли христианство и названы Иоанном и Антонием. Ольгерд, узнавши, что они — христиане, стал отвлекать их от веры, но, видя их твердость, заключил в темницу.
   Старший брат Иоанн, из страха мучений, отрекся от Христа. Ольгерд, думая, что и другой брат последует примеру старшаго, велел возвратить обоих на прежния должности. Иоанн наружно исполнял языческие обряды, но, оставаясь втайне христианином, просил Бога простить ему грех лицемерия. Антоний часто уговаривал брата оставить такой образ действий и открыто объявить себя христианином. Ольгерд, узнав, что Антоний оставался верным Христу, вновь заключил его в темницу, а Иоанна оставил при себе. Но Иоанн не имел спокойствия. Христиане видели в нем отступника, язычники презирали его за малодушие. Мучимый совестию, он пришел к христианскому священнику Нестору, искренно сознался в своем лицемерии и просил примирить его с братом. Когда Нестор передал это Антонию, тот сказал: «я не могу иметь ничего общаго с братом, пока он не исповедует явно своей веры. Если он искренно кается, пусть объявит, что он — христианин». Слова эти были переданы Иоанну и он, оставшись однажды наедине с Ольгердом, сказал, что он христианин, а потом открыл то же и пред целым собранием язычников. Ольгерд предал его мучениям, а потом заключил в темницу. Здесь братья встретились и примирились. Ольгерд осудил их на казнь и наперед приказал казнить Антония, думая, что казнь брата заставит Иоанна отречься от Христа. Антоний, ожидая казни, провел всю ночь в молитве и убеждал брата твердо хранить веру. 14 апреля 1347 г. Антоний был повешен на высоком дубе. После этого язычники стали убеждать Иоанна отречъся от Христа, но когда он остался тверд в вере, его повесили на том же дереве, на котором скончался брат его.
   Твердость мучеников подействовала на одного служителя Ольгердова и он, уверовав во Христа, принял крещение от священника Нестора и наречен Евстафием. Он сделался строгим исполнителем уставов церкви. Когда он, однажды в рождественском посту, не хотел участвовать в трапезе князя и вкушать мясо, его подвергли истязаниям, а потом повесили на том же дубе и оставили на съедение птицам и зверям. Христиане взяли нетронутое зверями тело его и похоронили. Впоследствии на месте мучения построена была церковь во имя св. Троицы и в нее внесены тела мучеников. Святой митрополит московский Алексей, прибыв в Киев, установил совершать память трех литовских мучеников 14 апреля.
   II. В день памяти св. мучеников литовских, из коих один едва не отрекся от Христа Спасителя, уместно будет побеседовать с вами, братие, «об отречении от И. Христа», как таком грехе, который навсегда и безвозвратно лишает отрекшагося неба и вечнаго блаженства.
   Прежде отрекались от Христа по принуждению, устрашаемые нестерпимыми пытками и муками. В наше же время многие впадают в тот же грех добровольно, не боясь ни церковной кары, ни того, что от них отречется И. Христос на страшном суде Своем.
   а) К числу отрекающихся христиан прежде всего должно отнести тех, которые утратили веру в Божеское достоинство и искупительныя заслуги И. Христа, отвергают Его учение о единосущии Его с Богом Отцем и об искупительном значении Его страданий и крестной смерти; не веруют в догматическое учение христианской веры, а из нравоучения Христа признают только немногия Его наставления, да и те толкуют превратно.
   б) В грехе отречения от Христа повинны, далее, те, которые веруют во Христа, как Богочеловека и Искупителя, но не веруют в Его святую церковь. Они мечтают спастись непосредственным общением со Христом помимо установленной им церкви. Воображая, что имеют непосредственное общение со Христом, они не признают для себя нужными таинства церковныя, следовательно, чужды благодати Христовой, в них сообщаемой; не подчиняются церковному священноначалию, следственно Самому Христу, чрез него действующему, не обращая внимания на слова Самого Христа, сказанныя апостолам и в лице их преемникам их служения, пастырям церкви: «слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается» (Лук. 10:16). Так относятся к церкви собственно сектанты. К сожалению, им подражают многие из православных, когда, не прерывая общения с церковию, не участвуют или весьма редко участвуют в общественном богослужении, не приступают к таинствам исповеди и причащения, не соблюдают постов, чуждаются общения с пастырями церковными, обращаясь к ним только в случае необходимой нужды.
   в) Близки к греху отречения от Христа те христиане, о которых должно сказать то же, что сказал апостол о ложных чтителях Бога: «Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его» (Тит. 1:16). Это христиане только на словах. Если верить их словам, они вседушно веруют во Христа и Его святую церковь, и обиделись бы, если бы кто назвал их нехристями. Но на деле они действительно нехристи, ибо нерадят об исполнении заповедей Христовых. Называют Христа Господом, а воле Его, выраженной в Его заповедях, не покоряются. Именуют себя Его рабами, но живут по своей воле, следуя внушениям самолюбия и страстей. Они делом отрекаются от Христа, Котораго исповедуют словом. Привычка к нехристианской жизни убила в них христианский стыд и страх Божий и делает их дерзкими нарушителями заповедей Христовых.
   III. Никому не дай, Господи, умереть без покаяния в отречении от Христа, ибо отрекающиеся от Христа здесь подвергаются опасности быть отринутыми от Него на том свете. (Сост. по «Душ. чт.» 1884 г. август стр. 459 и друг. источн.).

Поучение 2-е. Святый Мартин Исповедник, папа Римский.

(О правой вере).

   I. Святому Мартину, память коего ныне, Господь судил быть архипастырем в Риме в то время, когда в большой силе была, так называемая, монофелитская ересь. Она состояла в том что в Иисусе Христе признавали одну только волю Божественную, хотя природы признавали в Нем две — и Божескую и человеческую. Этим неправильным учением заражен был сам император Констанс и даже константинопольский патриарх. Но что значит все это для человека, твердо преданнаго истине? Для него все равно, если бы даже весь свет отступил от истины, он и тогда не изменит ей. Таков и был св. Мартин. Император требовал, чтобы св. Мартин принял неправильное учение, но Мартин не согласился и говорил: «если бы мое тело раздробили на части, и тогда я не изменю православному учению». И действительно не изменил. Его лишили сана, сослали в заточение, но вере его не повредили. Он остался православно верующим до смерти. Бог за это наградил его. Когда скончался он, то от его мощей было много чудес.
   II. а) Итак недостаточно только веровать, но нужно правильно веровать, — только правая вера спасает нас. Поэтому нужно слушать только православных проповедников, принимать к сердцу только православное учение — только то, которое хранит святая православная церковь. Горе тем, которые учение св. православной церкви считают устарелым, ищут чего-то новаго в церкви, желали бы преобразовать самую церковь. Нет, церковь есть «столп и утверждение истины», в ней, как в сокровищнице, хранится все, что предано ей И. Христом, Начальником и Основателем веры, и апостолами, распространителями веры. Не ее нужно преобразовать, а она должна нас преобразовывать, совлекая с нас внешняго человека, и облекая в новаго, воспитывая нас для неба, для царствия небеснаго. Ея учение есть та спасительная закваска, которой должен проникнуться весь мир, все живущее человечество. «И если б, сам ангел с неба стал благовествовать не то, что благовествовали апостолы, да будет анафема». Между тем и в нынешнее время есть лжеименные, самозванные учители, которые дерзновенно проповедуют учение свое, а не то, которое проповедуется в церкви, проповедуют не устно только, но и печатно. Если бы кому из нас где-нибудь пришлось встретиться с подобными лжеучителями, то убежим от них, закроем очи, уши, чтобы не слышать их обольстительных словес, и не видеть коварных и хитрых действий их. А если бы вкралось в нашу душу какое-нибудь сомнение в истине своего верования и заметили бы мы в себе хотя малейшее сочувствие к их учению, скорее пойдем к пастырям поставленным церковною властию для нас, им откроем волнение души своей, у них попросим разрешения недоумений своих, и они дадут нам его, и скажут все, что нужно для утверждения верования нашего. Во всяком случае будем тверды в исповедании своей правой веры и небоязненно будем всюду исповедывать ее, подобно св. Мартину, неубоявшемуся даже ссылки, лишения сана, которым подвергли его.
   б) Да, нужно быть готовым за веру на все, чтобы только уберечь, сохранить ее.
   Дороже веры не может быть ничего. Сбережем веру, сбережем все, — потеряем веру, потеряем все. Вера есть то сокровище, тот драгоценный бисер, ради котораго нужно пожертвовать всем, дорогим для нас в жизни сей. Что жизнь наша без правой веры? Это безотрадное существование на земле. Что блага мира сего — богатство, слава, здоровье, когда нет сокровища правой веры в нашей душе? Все это не наполнит пустоты этой жизни, и не составит истиннаго счастия для нас. Что, наконец, самыя добрыя дела наши — милостыня, пост, молитва без правой веры? Все это не может успокоить нашего духа, не может дать истинной радости нашему сердцу. Покой духа, радость сердца в обладании правою верою, и все добро, совершаешое нами и Богу приятно, и нам полезно только при правой вере. Преп. Никита исповедник, гонимый за веру и соскучившись этими гонениями, чтобы освободиться от них, согласился совершить литургию с патриархом еретиком, к чему его принуждали. Но как только сделал это, потерял всякое спокойствие в своей душе. Он начинает плакать о своем грехе, но и слезы не успокоивали его, — совесть продолжала мучить его. И он тогда только совершенно успокоился духом, когда явился в город, и стал снова публично обличать еретиков в их заблуждениях, за что и взят был на новыя мучения. Св. мученик Коприй подумал было найти себе счастие в отступлении от веры во Христа. Он уже в почете, и в дорогих одеждах возседит в палатах царских. Но лишь только товарищ его Патермуфий, оставшийся верным Христу, начал умолять его из-за временных наслаждений не лишать себя радостей со Христом, он сразу почувствовал всю пустоту этих наслаждений, сбросил с себя дорогия одежды и снова обратился ко Христу. Да, наше счастие во Христе, в вере в Него, в сохранении и исповедании правой веры. Все отступники от правой веры достойны слез и всякаго сожаления.
   III. Пожалеем, братия, заразившихся тем или другим ложным учением и возблагодарим Бога, что Он помогает нам хранить веру правую — ту, которую исповедует вся православная церковь. Великая это милость Божия и великое счастие нам от Господа. О, когда бы нам с этою верою и жизнь свою скончать! А для этого будем веру правую выражать делами добрыми — будем стараться жить по вере. Жизнь сообразная с верою привлечет к нам благодать Божию, которая поможет нам окрепнуть в вере настолько, что уже никакие соблазны, никакия искушения, никакие примеры отступничества от веры не увлекут нас к измене вере. Вера войдет в плоть и кровь нашу, сделается неотъемлемым достоянием нашего духа. Не довольствуясь этим, будем стараться возлюбить изучение слова Божия, житий святых, равно чтение и других духовно-нравственных книг, написанных в духе православной церкви. Тогда не только сами устоим в вере, но будем в состоянии и других слабоверных утверждать и привлекать к ней. О, когда бы так было! Будем умолять св. Мартина исповедника веры, и он поможет нам. (Сост. по поуч. свящ. П. Шумова, помещ. в прилож. к № 15 журн. «Кормчий» 1896 г.).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS