Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц апрель Десятый день.

23.04.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Св. муч. Терентий и дружина его (Африкан, Максим, Помпей, Зинон, Александр, Феодор, Макарий и прочие с ними).

(О причинах равнодушия христиан в отношении к вечной жизни).

   I. Когда правитель Африканской провинции Фортунат объявил всенародно указ императора римскаго Декия, требовавшаго принесть жертвы идолам, то он выставил при этом и орудия казни для устрашения тех, кто не захотел бы повиноваться указу. Этим он действительно устрашил слабейших из христиан, но встретил непреклонное сопротивление в Терентии и дружине его, память коих совершается ныне, «неубоявшихся убивающих тело, но душу убить не могущих»...
   — Все вы, кажется, люди взрослые и разумные, — попытался их тогда уговорить правитель, — какже это вы можете называть царем и Богом человека, котораго иудеи распяли как злодея?
   — Если бы ты знал силу Христа распятаго, — отвечал ему за всех бывших с ним Терентий, — то ты отказался бы от заблуждения своего и сам стал-бы служить Ему, потому что Он — Сын Божий милосердый и милостивый. Благоволением Бога Отца Своего сошел Он на землю и, соединив Божество Свое с человечеством, претерпел добровольно смерть ради нашего спасения...
   — Поклонитесь лучше богам! — настаивал закоренелый язычник, — иначе вы все погибнете в жестоких мучениях...
   — Напрасно ты думаешь устрашить нас, — возразил Терентий, — мы уже сказали тебе, что мы — христиане. Безумием было бы для нас бояться смерти, чрез которую открывается вечная блаженная жизнь для христиан. На Христа возложили мы надежду нашу и не боимся мучений, потому что веруем, что останемся победителями.
   Видя твердость исповедников, Фортунат предал их жестоким и разнообразным истязаниям, но Бог чудно поддерживал мучеников и никакия страдания не победили их терпения. Наконец, приговоренные к смерти, они радостно приняли казнь, славя и восхваляя Господа до последней минуты... Тела их были с благоговением похоронены христианами.
   II. Братие христиане! Св. мученик Терентий и другие, пострадавшие с ним, не убоялись ни мучений, ни смерти и с радостию приняли казнь, славя и восхваляя Господа до последней минуты.
   Какая же причина их св. неустрашимости и их радости во время мучений и в виду смерти? Их живая и крепкая вера в бытие вечной жизни, блаженной для праведных и верных Христу и мучительной для нечестивых и богоотступников, как то сами они исповедали пред своими страданиями. К сожалению нынешние христиане далеко не могут сказать, что они владеют такой живой и крепкой верой в будущую жизнь, какою владели и какою жили первенствующие христиане и в особенности св. мученики.
    Отчего же у многих христиан такое гибельное хладнокровие к своей участи в жизни будущей? Дадим ответ на этот очень не маловажный вопрос.
   а) У наибольшей части людей самая главная причина их хладнокровия к своей участи в будущей жизни заключается в недостатке их веры. Они веруют в жизнь будущую; но веруют так слабо, что этот столь важный предмет веры почти не трогает их сердца, и они едва-едва иногда вспоминают о нем. Они веруют, что душа безсмертна; веруют, что будет вечное блаженство, будут вечныя муки; веруют, что, по определению Божия правосудия, вечное блаженство будет достоянием праведных, а грешники будут страдать в вечных муках; веруют, говорю, всему этому, но «не усвояют сердцем всей этой великой и страшной истины», не разсуждают о важности всего этого, — не размышляют, что значит быть в вечном блаженстве или в вечных муках, — особливо, что значит быть в вечных муках, которыя невыразимо болезненны, страшны и ни на минуту не ослабляемы. Вот главнейшая причина хладнокровия к участи в жизни будущей, — хладнокровия грешнаго, богопротивнаго и погибельнаго.
   б) У иных людей причина их хладнокровия к своей участи в будущей жизни заключается в их излишней привязанности к миру и к его благам. Многие так прилепляются к временному, что почти уже не могут и помышлять о вечном. Все их сердце, так сказать, приковано к благам только земным. Все их умственныя силы заняты только земными вещами, приносящими какую-нибудь низкую, земную радость, или временное довольство и удобство в жизни, — или же изысканием средств, коими могут доставить их. Вопросы: как вести житейския дела? Как ускорить житейския работы? Как увеличить житейския выгоды? Как поставить промысл на лучшую ногу? Как усовершить хозяйство и сделать земную жизнь приятною, довольною? Эти вопросы наполняют всю их голову так туго, что туда нельзя пробиться никакой иной мысли. Вот вторая причина хладнокровия к участи в жизни вечной, действующая во многих людях не только бедных, но и зажиточных, богатых и даже самых богатых, которые бывают мало довольны своим состоянием.
   в) У других людей причина хладнокровия к вечной жизни заключается в том, что они заражены каким-либо грехом, к которому давно привыкли, который сделался у них, так сказать, необходимым, и котораго посему не хотят или не решаются оставить. Если-б эти люди хорошо размыслили о вечности: о будущем суде и о том, блаженна ли будет их вечная участь по смерти, или несчастна, то это обезпокоило бы их и заставило бы их озаботиться исправлением своей жизни. Но забота об исправлении жизни потребовала бы от них строгаго наблюдения за своим сердцем, искоренения в себе привычнаго греха: а этот грех так им любезен или так необходим, что они, когда проявляется в них мысль о будущей жизни, тотчас стараются забыть ее и истребить из своей головы. А дабы эту мысль забыть и истребить из головы, они непрестанно ищут рассеянности и — предаются рассеянности всякаго рода. Быть дома только с самими собою для них — несносная скука и мука.
   И так, вот причины, по которым весьма многие люди не думают о своей участи в будущей жизни; и однакож нет предмета, о котором должно думать больше.
   III. Братья и сестры! весьма нужно чаще думать о вечной жизни, именно о том, что кроме настоящей жизни, которая, как всем известно, непременно прекратится, есть жизнь другая, которая уже никогда не прекращается; что человек из настоящей жизни непременно входит в эту другую, вечную жизнь; что эта вечная жизнь будет такова, каково человек жил в здешней жизни, т. е. крайне блаженна, если он жил благочестиво и добродетельно, или невыразимо несчастна, ежели он жил греховно и умер нераскаянно. (Сост. по «Слов. и реч.» Григория, архиеп. казанскаго и свияжскаго).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS