Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц апрель. Девятый день.

22.04.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Препод. муч. Вадим.

(Нужно слушаться голоса совести).

   I. Св. преподобномуч. Вадим, память коего совершается ныне, жил в IV веке в одном персидском городе при царе Сапоре. Соорудив на свои средства монастырь за городом, он подвизался тут. В это время в Персии поклонялись солнцу и огню. Сапор начал преследовать христиан. Многих из них заключили в темницу, в числе их и Вадима. К сожалению, не все из них оказались твердыми в вере, некоторые отреклись от веры. В числе отрекшихся был некто Нирсан князь. Сапор потребовал от Нирсана, чтобы он, в доказательство своего искренняго отречения, умертвил Вадима. Нирсан согласился, но лишь поднял руку с мечом, как совесть заговорила в нем, он затрепетал, и рука опустилась. Но Нирсан не послушался голоса совести, снова поднял дрожащую руку с мечом и, хотя не в один раз, обезглавил преподобнаго, который безтрепетно принял мученическую смерть.
   После смерти преподобно-мученика Вадима Нирсан, купивший себе жизнь отречением от Христа и невольным убийством мужественнаго исповедника Христовой веры, лишился мира и радости, — совесть не давала ему покоя, он умер смертию самоубийцы.
   II. Из краткаго очерка жизни св. муч. Вадима мы видели, братие, какое дерзкое преступление совершил богоотступник Нирсан, и как, мучимый совестию, он дошел до отчаяния, закончившагося самоубийством. Так опасно сделаться жертвой терзаний совести и так необходимо во время слушаться спасительнаго голоса совести.
   Вот основания, почему нужно слушаться этого голоса совести.
   а) Совесть есть сила нашей души, побуждающая нас к добру и предостерегающая от зла, есть истолковательница нравственнаго закона, начертаннаго Богом на сердцах наших, есть голос Божий в нас. Требования совести сходны с предписаниями закона Божия письменнаго, откровеннаго. Чему научает, что повелевает закон Божий, тому научает, то внушает и совесть. Что запрещает закон Божий, то запрещает и совесть. Закон Божий повелевает веровать в Бога, почитать Его паче всех созданий, повиноваться Ему, как Владыке всяческих, бояться Бога, как праведнейшаго Судии, любить Его больше всего, благодарить Его, как всещедраго Благодетеля, надеяться на Него, как на Всеблагаго и Всемогущаго; то же внушает нам и совесть.
   Закон Божий велит оказывать почтение и повиновение родителям и всем властям, от Бога учрежденным, то же внушает и совесть.
   Закон Божий запрещает вредить человеку, отнимать у него жизнь, запрещает распутничать, похищать чужое добро явно и тайно, хитростию и насилием, запрещает лгать, льстить, обманывать, клеветать на ближняго, завидовать счастию другого, зложелательствовать и злорадоваться злополучию собрата: то же запрещает и совесть. Внимайте же, братие, своей совести и не отложно исполняйте, что она внушать будет. Совесть есть истинный учитель; слушающий ея не подвергается преткновениям. Совесть во всех делах ваших употребляйте вместо светильника: потому что она все дела ваши в жизни, как худыя, так и добрыя, показывает совершенно.
   б) Совесть наша не только располагает — побуждает нас к добру и предохраняет от зла, но она вместе безпристрастно и неподкупно судит нас за те или другия действия наши, безпощадно и неумолимо карает нас за всякое зло, соделанное нами. Совесть — истинное домашнее судилище. «Преступник может избежать иногда суда человеческаго, но он никогда не избежит суда своей совести», учит св. Григорий Назианзин (Epist. 5)«. Совесть чувствует каждое движение сердца, каждому намерению, желанию, каждой мысли, каждому делу дает надлежащую оценку: зло она охуждает, устрашает, задерживает, а добро похваляет, одобряет, поощряет; за зло наказывает безпокойством, страхом, стыдом, угрызениями, тоской, за добро награждает миром, самодовольством, самоуслаждением, радостию неземною. Что заставляло тяжких, уголовных преступников открывать свои тайныя преступления, зная, что за них будет им кара суда человеческаго? Не обличения ли совести, не дающия им покоя? От чего овладевает вором робость, прелюбодеем стыд, убийцею страх, святотатцем трепет, когда ими совершаются злодеяния в темноте ночной, неведомо для других? Не от преследования ли их совестию? Отчего многие закоренелые злодеи и тяжкие преступники, совершавшие много злодейств и преступлений без смущения и страха, наконец, решались на самоубийство? От возстания против них подавленной доселе совести, от ея резких обличений и невыносимых угрызений. Так случилось с Иудою предателем, который, будучи жестоко мучим пробудившеюся в нем совестию, удавился; так случилось, как мы видели, и с Нирсаном богоотступником.
   в) Правда, бывают люди, коих совесть не судит, не обличает, не мучит: но эти люди либо взошли на верх добродетели, либо ниспади в бездну порока. Совершеннаго праведника не за что совести обличать и угрызать, а в совести, замаранной грехами, и великие грехи не заметны; точно так же, как в закопченом зеркале не видит смотрящий в него ни лица своего, ни недостатков своих.
   Душа грешника, не обличаемаго совестию, это — море, тихое на поверхности, но во глубине его гнездятся и движутся «гади, им же несть числа!» Мнимое спокойствие такого грешника, это — тишина пред бурею, потому что рано или поздно, но придут наконец минуты, когда заглушенный им голось совести раздастся со всею силою вь душе его и потрясет все ея существо, как потрясают своды небесные сильные раскаты грома. Таковыя минуты бывают при невзгодах житейских, и в особенности минуты предсмертныя, когда все совершаемое нами во всю жизнь нашу, начиная с ранняго детства, предстанет пред нами так ясно, как на ладони, покажется нам совершенным как бы вчера, а в загробной жизни угрызения совести соделаются для грешников тем червем не умирающим и огнем не угасающим, о котором говорится в евангелии.
   III. Итак, братие, нам необходимо жить по закону Божию и по совести, чтобы для нас совесть была не жестоким обличителем и мучителем, а благим и кротким утешителем и руководителем; необходимо развивать и изощрять совесть нашу изучением писаннаго закона Божия и наставлений Богомудрых учителей. (Сост. с доп. по проп. прилож. к «Рук. для сельск. паст.» 1891 г., июнь).

Поучение 2-е. Св. муч. Евпсихий.

(Служение Богу должно ставить выше всего).

   I. Ныне св. церковь совершает память св. муч. Евпсихия. Он был родом из Кесарии каппадокийской, человек богатый и знатный, воспитанный с детства в правилах христианской веры. Пришед в юношеский возраст, он вступил в брак. Случилось, что в самый день его брака происходило языческое празднество. Во время брачнаго пира Евпсихий увидел толпы язычников, шедших в капище для жертвоприношения. Негодование и святая ревность разгорелись в его сердце. Он взял с собою нескольких христиан и, отправясь в капище, сокрушил идола и капище разорил.
   Не замедлили донести об этом поступке императору Юлиану. Евпсихий знал, что его ожидает; он стал раздавать имущество свое бедным и молитвою готовиться к священному мученичеству. Действительно, Юлиан, узнав поступок его и вообще ревност кесарийцев к христианской вере, пришел в страшную ярость. Он обложил жителей Кесарии чрезмерным налогом, лишил город тех преимуществ, которыми он пользовался, как столица области, и настойчиво требовал возобновления разореннаго капища. Евпсихий же был предан страшным истязаниям; но ангел Божий укреплял его среди мучений, и он терпеливо вынес и долговременныя истязания, и заточение, и, наконец, был усечен мечем. Идольское же капище не было возстановлено, потому что сам Юлиан вскоре погиб в войне с Персами.
   II. Св. муч. Евпсихий, в самый день брачнаго пира своего не задумавшийся итти на разрушение языческаго капища, научает нас, братие, тому, что служение Богу должно ставить выше всего земного.
   а) Нынешних христиан, по образу их жизни, можно разделить на три части.
    Одна часть, к сожалению, весьма малая, совершенно и безраздельно предана Богу, всегда думает о служении Ему, усердно и спокойно, по мере сил, исполняет святыя обязанности пред Богом. Они однажды на всегда предали себя Божией благодати и всегда заботятся угождать Богу. Без сомнения и они, как люди впадают иногда в грехи, ибо доколе человек живет на земле во плоти, он не в состоянии быть вовсе свободным от грехов, но постоянно каются в них и еще усерднее служат Богу. Такие-то люди составляют наследие Божие; их называет Свящ. Писание солью земли, светом мира, семенем святым, избранниками Божиими, сынами царствия и другими утешительными именами.
    Другая часть христиан совершенно иного, противоположнаго направления в жизни. Некоторые христиане только по имени называются христианами, но в делах своих не следуют за Христом. Они думают только об этой земной жизни, они уважают мамону и усердно ей служат. Их сердце совершенно холодно для служения Богу, их Бог — чрево. О таких людях только можно молиться Богу, чтобы умягчил их серца и направил на путь правды.
    Наконец, третью и более многочисленную часть христиан составляют те, кои колеблются между двумя господами: Богом и мамоной, и которые хотя и желают служить Богу, но не могут свергнуть с себя иго мамоны. Им-то говорит Господь: «не можете служить двум господам».
   б) Это непостоянство, это колебание есть величайший недостаток нынешних многочисленных христиан. Некогда в ветхом завете между евреями стало распространяться и усиливаться идолопоклонство. Нечестивый израильский царь Ахав воздвигнул кумир Ваала и стал сам служить ему и привлекать к тому же всех своих подданных. Начались сильныя колебания и сомнения между евреями. Не знали кому служить и что делать; от страха к царю поклонялись Ваалу, но тайно многие не переставали служить живому Богу. В это время Бог воздвиг великаго пророка Илию. Он собрал весь народ израильский и сказал им: «долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 кн. цар., 18, 21). Так следовало бы объявить и тем христианам, которые хотят служить и Богу и мамоне. Если ты, брат мой, знаешь Господа Иисуса Христа, веруешь, что он истинный Бог, Искупитель и Спаситель мира, то служи и повинуйся Ему одному. Зачем ты рабствуешь пред миром? Зачем ты думаешь, что ты можешь служить и Богу, и мамоне?
   в) На это, быть может, ты мне ответишь: я точно желаю повиноваться и работать Богу и, по возможности, повинуюсь Ему; но что мне делать, каким образом свергнуть иго мира сего? Нужды телесныя вынуждают меня думать и о сей земной жизни, покоряться обычаям света, заботиться о приобретении средств для телесной жизни. Но, брат мой, Господь и не требует от тебя оставить мир со всеми его заботами; иное дело думать и заботиться о телесной жизни и иное — рабствовать миру. Господь требует от тебя не рабствовать миру и мамоне так, как Богу. Господином твоим должен быть один только Бог, поклонение и чествование от тебя должно принадлежать только одному Богу.
   Бог не требует, чтобы христианин удалился совсем от мира и всех житейских забот; можно оставаться в мире, исполнять все необходимыя мирския дела, но не порабощаться мамоне, и даже оставаться хорошим истинным христианином. Я скажу тебе даже нечто более и для тебя, быть может, удивительное: если захочешь и будешь разумен, то ты можешь все житейския дела и заботы обратить как бы в служение Богу. Что может быть утешительнее этого? Каким бы малым или великим трудом и делом ни занимался ты — твое занятие будет служением Богу, если ты пред началом труда призовешь Бога в помощь, трудишься усердно и охотно и по окончании трудов благодаришь Бога. Всякая, например, торговля, повидимому, не может считаться служением Богу, да и на самом деле весьма часто, к сожалению, превращается в служение мамоне; но если человек торгует честно и правдиво, богатством не гордится, в бедности не малодушествует, и от прибыли своей уделяет на добрыя дела усердно и по возможности, то этим самым он освящает свое занятие. Всякая добрая мать семейства трудится дни и ночи для блага и счастия своей семьи, она следует своему сердечному влечению, и вместе с тем исполняет свой священный долг и, по слову апостола, «спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием» (1 Тимоф. 2, 15). Достойный слуга служит своему господину за вознаграждение, но если служит он усердно, честно, и находится в вере Христовой, то служение его сочтется за христианскую добродетель. Точно также и всякий истинно верующий христианин во всех своих делах служит Богу. «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога Отца» (Колос. 3:17). Или, как тот же апостол Павел пишет: «и все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Словом, кто поступает по правде, чистосердечно, помнит Бога, имеет совесть, тот есть слуга Божий. Кто же несправедлив, зол, ленив, сварлив, завистлив, тот есть раб мамоны, а не Божий.
   III. Да избавит нас Бог от рабства мамоне и участи его рабов, даруя нам работать Господу во все дни живота нашего. Аминь. (Сост. по"Слов. и Реч.» Гавриила, еписк. имеретин., изд. 1893 г.).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS