Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц апрель. Первый день.

14.04.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Препод. Мария Египетская.

(Уроки из ея жизни).
   I. В молодости своей преп. Мария египетская, память коей празднуется ныне, была весьма красива; но, увы! эта райская красота довела ее в нашем греховном мире до края погибели. Будучи соблазнена одним молодым человеком, пятнадцати лет она потеряла драгоценное сокровище женщины — целомудрие и пала в грех нецеломудрия. Чем дальше, тем глубже она погружалась в плотскую нечистоту. Она не пропускала ни одного случая ко греху, она не могла уже ни о чем другом думать, как только о своей любимой страсти. Она вся превратилась в огонь и на этом огне медленно истаевала и разрушалась. Так прожила она 17 лет!... Находясь однажды при море, она увидела корабль, плывшийв Иерусалим к празднику Воздвижения животворящаго креста Господня. Увидевши ва корабле много молодых людей, она тотчас возжелала завлечь их в свои сети. Она упросила принять ее на корабль. И, о ужас! не взирая на то, что корабль плыл в такое святое место, как Иерусалим с Голгофою и гробом Господним, и к такому честному празднику, как Воздвижение креста Господня, Мария совершала на корабле с молодыми людьми такия срамныя дела, что надобно удивляться, как это море не разступилось и не поглотило корабль... Но какой грех может превзойти долготерпение и человеколюбие Божие!... Из какого греха не силен Бог исторгнуть человека, если, не смотря на всю гнусность его, в глубине сердца его все-таки теплится еше искра умиления, доброты, любви!... И Бог исторг Марию из ея греховной скверны.
   Прибывши в Иерусалим и увидевши, что весь народ направился к храму, Мария и сама пожелала отправиться в храм. Но лишь только она приблизилась к дверям храма, какая-то невидимая сила задержала ее. Сколько ни старалась и усиливалась она, но не могла войти во храм. Тогда-то впервые коснулась души ея божественная благодать. У пристыженной и посрамленной, у нея в первый раз заструились по лицу тепловатыя, а потом и горячия слезы раскаяния и нескончаемой скорби. Отошедши в сторону, она глубоко задумалась. О чем думала она? Она и сама еще хорошенько не знала, о чем думать, и как быть. Но если Бог нашел ее по милости Своей достойною однажды коснуться Своею благодатию и помощью, то Он и впредь не оставит ее. Поднявши вверх глаза, Мария невольно увидела на церковной стене икону Богоматери. Святой и кроткий лик Богоматери как бы призывал ее к Себе. Мария падает пред иконою на колени и со слезами на глазах восклицает; «Мати Божия! тяжки грехи мои! знаю, что мне место не в св. храме, а в аде! но Ты, всеблагая, не презри моего перваго раскаяния и помоги мне пред Богом, Сыном Твоим! отныне я буду жить только для Него и для Тебя!»...
   Слезы давили ее и не давали говорить дальше. Но нужно ли было говорить больше? Не сказано ли здесь все, что можно было и следовало сказать в это время Марии?
   Вставши от молитвы, Мария снова подошла к дверям храма. Прежняя невидимая сила не удерживала ее к великой ея радости. Она свободно вошла в храм и поклонилась честному кресту Христову. Дух умиления и благодарности снова объял ее. Она снова возвращается пред икону Богоматери, дает здесь обет всегда принадлежать и служить единому Богу, и уходит в Иорданскую пустыню, где проводит в молитвах и подвигах 47 лет!.. Сорок семь лет она не видала ни одного лица человеческаго! 47 лет она кормилась лишь крупицами взятых с собою в пустыню нескольких хлебов и травами! 47 лет она не жила в доме, но под открытым небом, терпя солнечный жар, летний дождь и зимний холод!
   Не трудно себе представить, чего стоило все это для ея тела, привыкшаго ко всем утехам и сладостям. И каких-каких бед она ни вытерпела от страстей своих и от врага рода человеческаго! Когда она ела крупицы своего хлеба, ей хотелось мяс и рыб, едомых ею в Египте, и вина, вкушаемаго прежде. Когда она начинала молиться, ей приходили в голову срамныя песни, которыя она распевала когда-то. Страсти как бы огнем разжигали ее и влекли к прежней греховной жизни. Так прошло 16 лет. Но Мария боролась и устояла. Тогда тихий сладкий свет осиял ея душу, и великая тишина водворилась в ней на месте прежней бури. После 16-ти лет подвигов Мария начала делаться святою. Враг рода человеческаго был посрамлен и уже не смел приблизиться к ней. Вся душа и все тело ея очистились и освятились, и потому на ум ея не приходили более никакия дурныя мысли, в сердце ея не появлялись никакия скверныя желания. Подвизаясь далее, еще 30 лет, Мария достигла такой святости и чудесности, что переходила реку Иордан как по суху, во время молитвы возносилась от земли на воздух, знала хорошо священное Писание, хотя никогда не училась ему, знала, что совершается вдали от нея, могла предсказывать будущее, тело ея походило больше на дух, чем на плоть.
   Когда наступило время кончины ея, Мария возымела желание приобщиться тела и крови Христовой. Тогда Бог послал ей в пустыню некоего священника, именем Зосиму. Она упросила этого старца принести ей тело и кровь Христову. Приобщившись св. Таин, Мария просила Зосиму прийти к ней чрез год. Пришедши чрез год, Зосима вдруг видит, что какой-то необычайный свет освещает одно место в пустыне. Приблизившись к этому месту, Зосима увидел там умершую Марию. Ангелы вознесли святую душу ея в небеса. Наплакавшись довольно и возблагодаривши Бога, удостоившаго его видеть неизвестную ни одному человеку в мире святую и послужить ей, Зосима призадумался о том, чем бы ему вырыть могилу для погребения почившей. Тогда из пустыни выбежали два льва, которые своими когтями вырыли яму и снова убежали в пустыню. Снова возблагодаривши Бога, Зосима благоговейно отпел псалмы и другия свящ. песни, смиренно поднял святую и опустил в могилу...
   II. Сколь многому поучает нас разсказанная история.
   а) Из нея вы видите, что как бы глубоко ни погряз человек в греховной нечистоте, он никогда не должен отчаяваться, но всегда должен надеяться на обращение и лучшую жизнь.
   б) Из нея вы видите, что если человек будет всеми силами стараться и крепко верить в помощь Божию, то он может не только оставить путь греха, но даже достигнуть высокой степени святости.
   в) Из нея видите также, что хотя обращающемуся грешнику приходится терпеть много соблазнов и искушений, приходится выдерживать много борьбы с своими похотями и страстями, но если он победоносно снесет их, то, наконец, совершенное спокойствие наполнит его душу, и небесный свет осияет его внутреннее существо.
   г) Чем дальше, тем легче и сладостнее будет для него святая жизнь, пока, наконец, он не перейдет в жизнь загробную, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная.
   III. Молитвами препод. Марии египетской да дарует нам Господь благодатную помощь Свою для вступления на путь истиннаго покаяния и да подкрепит Он нас, слабых и бедных грешников, Своим благодатным утешением на сем пути! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поучение 2-е. Мария Египетская.

(Образец покаяния).

   I. Кто не знает дивной жизни Марии египетской? Кто не знает, в какую глубину зол она низошла, на какую высоту добродетелей потом взошла и как совершился этот поразительный переход? Не станем же разсказывать то, что известно, вероятно, всем, а изложим только, какия главныя истины, относящияся к подвигу покаяния, напоминает нам эта поучительная жизнь.
   II. а) Первая истина та, что покаяние для нас всегда возможно. Как бы велики и многочисленны ни были наши пороки, как бы ни долго уже мы служили беззаконию, как бы ни укоренились и ни застарели во зле, — мы всегда можем очувствоваться и обратиться к Богу с молитвою о помиловании. Семнадцать, самых свежих и цветущих, лет своей жизни Мария предавалась грехам нераскаянно. И как предавалась? Каким грехам? Казалось, она потеряла всякий стыд: казалось, она совершенно изгнала из сердца своего страх Божий, совершенно заглушила в себе голос совести. Имя Марии было покрыто всеобщим позором. Однако-ж и эта, повидимому, погибшая душа могла покаяться: от чего же не покаяться и нам? Может быть, наши грехи менее грехов Марии: тем легче для нас покаяние. А если даже не менее, если даже более? Мария пришла в себя и начала каяться, когда стремилась во храм, чтобы поклониться животворящему древу креста Господня: св. крест — этот якорь спасения для грешных — всегда с нами; «кровь» И. Христа, распятаго на кресте, способна очистить нас «от всякаго греха» (Иоан. 2:1). Воззовем только к Нему, подобно Марии, с живою верою в Его крестныя заслуги и надеждою на Его милосердие.
   б) Вторая истина, какую внушает нам жизнь преподобной Марии египетской, та, что недостаточно только сознать свои грехи и показать сокрушение о них, недостаточно просить помилования от Бога и дать обет лучшей жизни, а надобно потом на самом деле исполнить этот обет, надобно решительно вступить в борьбу со всеми страстями и пороками, в которых мы раскаявались, и побеждать их; надобно стараться загладить прежния свои вины и благоугождать Богу противоположными добродетелями, скорбями и лишениями. После семнадцати лет порочной жизни Мария, решившись исправиться, немедленно удалилась в пустыню и там другия семнадцать лет неусыпно боролась с своими греховными вожделениями и помыслами, которые влекли ее на прежний путь, — боролась, как с лютыми зверьми, по ея собственному выражению, пока не одержала над ними совершенной победы. Затем еще тридцать лет провела в пустыне посреди всякаго рода лишений и трудов, оплакивая свои прежния постыдныя дела, измождая свою плоть воздержанием и постом, подвизаясь в непрестанном Богомыслии и молитве. Плоть Марии до того утончилась и покорилась духу, что иногда во время молитвы св. подвижница поднималась от земли и могла ходить по водам, как по суше. Вот каково должно быть истинное покаяние, а не такое, каким оно большею частию является у нас! Ныне мы сокрушаемся о своих грехах, а через день или несколько дней снова принимаемся за те же дела. Кающиеся должны постоянно помнить слова св. Иоанна Предтечи: «сотворите убо плод достоин покаяния» (Матф. 3:8), — т.-е. засвидетельствуйте истину вашего покаяния исправлением вашей жизни.
   в) Наконец, третья истина, внушаемая нам примером преподобной Марии египетской, состоит в том, чтобы мы, стараясь сами раскаяться во грехах и исправиться, пользовались вместе и богодарованными средствами для этой цели: таинствами покаяния и евхаристии — и пользовались, как следует. Целые десятки лет Мария оплакивала в пустыне свои грехи и благоугождала Господу; многолетними подвигами совершенно преобразовала себя, взошла на высоту духовных совершенств, уподобилась ангелам. А между тем все еще чувствовала над собою тяжесть давно минувших своих беззаконий и молила Бога, чтобы Он удостоил ее облегчить совесть исповеданием своих грехов пред отцем духовным. И вот, по устроению Божию, приходит в пустыню, где подвизалась преподобная, великий авва Зосима... О, с какою подробностию исповедала она тогда пред ним свои грехи, как не щадила себя, как не устыдилась открыть ему все даже малейшия обстоятельства, увеличивавшия ея виновность! Получив разрешение от преподобнаго, она просила его притти к ней не прежде, как через год, с св. животворящими тайнами, желая достоинее приготовиться к принятию их, и когда св. тайны были принесены, она, после обычных молитв, с величайшим благоговением приобщилась этой божественной пище и питию.
   Если же такая высокая подвижница, столько лет каявшаяся пред Богом, сочла для себя нужным со всею подробностию исповедать свои грехи пред отцем духовным и со всем благоговением вкусить тела и крови Христовой: не тем ли более то и другое необходимо нам — грешным? Не Сам ли Спаситель сказал пастырям церкви: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Иоан. 20:23)? А как они могут отпустить или не отпустить, если мы не откроем им, в чем именно мы виновны? Кому также неизвестны слова Спасителя, обращенныя ко всем нам: «аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Иоан. 6:53), а равно и наставление св. апостола: «да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня» (1 Кор. 11:28 и 29)?
   Ш. Напечатлеем же, братие, в сердцах наших все три истины, какия преподает нам ныне примером своим преподобная мать наша Мария, и позаботимся в ближайшем посту воспользоваться ими для нашего спасения. Аминь. (Извлеч. в сокращ. из слова Макария, еписк. тамбов. и шацк., т. II, стр. 284—290).


Поучение 3-е. Память преп. Марии Египетской.

(Должно слушаться гласа благодати, зовущей ко спасению).

   I. Ныне празднуется память святыя подвижницы Марии египетския. Я надеюсь, нет ни одного из вас, братия, кто бы не знал жития сей дивной, и грехами и покаянием, жены. Нельзя читать не краснея, где она повествует святому Зосиме, каким постыдным предавалась она удовольствиям, доколе не коснулась ея сердца благодать Божия; и потом нельзя читать без удивления и восхищения, как провела она следующие годы в пустыне Иорданской, и как нашел ее преподобный Зосима. По началу жизни — сосуд диавола, по концу жизни — сосуд Божий избранный!
   II. Столь важный пример полезно, братия, сохранить в нашей памяти, запечатлеть в нашем сердце. Видишь ли ты когда грешника? Не дерзай осуждать, помня обращение Марии. Впадаешь ли сам в беззаконие? Не отчаявайся, но обратись в сокрушении сердца ко Господу, помня обращение Марии. Провел ли «ты большую часть жизни в безпечности и нерадении о душе своей? Воспомяни Марию, как поздно она образумилась, но, принявшись исправить себя и наказать за бывшия наслаждения, как многих она опередила! Она исполнила в себе слова Спасителевы к фарисеям: «яко мытари и любодейцы варяют вы в царствии Божии» (Матф. 21:31).
   а) Особенно воспоминайте почаще ту важную минуту, когда коснулась Марии благодать Божия, когда зажглась первая искра в ея омраченной душе. Быть не может, чтоб иногда и нашей души та же благодать не касалась. Искупитель, привлекший Марию к Себе, и ныне тот-же Бог любви, и ныне также жаждет спасения грешников, и ныне также ударяет в двери нашего сердца всеми случаями, пробудить нас способными. А мы, безпечные, или пропускаем без внимания эти прикосновения благодати, или на минуту трогаемся, и опять забываемся. Что же наконец последует, ежели продолжим нашу безпечность? Что сказал Иерусалиму, то скажет на последок и душе нашей Господь: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением побиваяй посланныя к тебе: колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под крыле, и не восхотесте? Се оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю бо вам: яко не имате Мене видети отселе» (Матф. 23:37, 38).
   б) Страшен таковой приговор, слушатели; но он совершается пред глазами нашими не редко. Не редко видим людей, коих звала благодать Божия, и — перестала; ибо не внимали ея призыванию. И кто же сии люди? Величайшие ли грешники? К изумлению тоже совершается и в наше время, что было во дни Спасителя. Как тогда великие грешники притекали к Спасителю, — мытари, разбойники, блудники; но фарисеи, то есть, люди, наблюдавшие по наружности всю законность и приличие, — редко, весьма редко приходили в покаяние: так и ныне, если слушают слово Божие со вниманием и умилением, если примечают над собою действия Божии, — это большею частию те, которые вовлечены в грубые грехи; а фарисеи и люди исполненные духовной гордости даже и не думают, что им обращаться, что им каяться должно. Они точь в точь говорят, как тот евангельский фарисей: «в чем же нам каяться? Славу Богу, мы не грешники, не разбойники, не блудники, не хищники; а малых грехов Бог не взыщет; кто не грешен?» — Такия мысли, такия слова, по истине, слушатели, ужаснее величайших грехов и преступлений. Человек создан для Бога; душа его должна быть храмом Божиим. Великий грешник, когда он раскаивается, горит всем сердцем и влечется всею силою ко Господу. Но холодность фарисейская никогда не разогревается, и для таких кажется все равно, есть ли Бог, или нет. На языке их хотя и слышно имя Божие, но в сердце совсем нет Бога.
   III. Бог — велико имя! Он столь благ, что должно гореть к Нему любовию; Он столь грозен, что должно трепетать Его правосудия; Он столь близок к нашему сердцу, что должно непрестанно благоговеть пред дицем Его. Как же можно говорить о Нем и о себе так равнодушно? Кто «ни тепл, ни хладен», тому рек Господь: «имам изблевати тя». Братия! И любите Бога любовию Марии, и кайтесь ея покаянием. Мы все пред Б.огом непотребные грешники. Аминь. (Сост. по «Сборн. поучен. на дни воскр. и празд.», изд. редакц. «Воскр. Чт.», т. I, 1853 г.).







Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS