Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц апрель Семнадцатый день.

30.04.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Поучение 1-е. Препод. Зосима, Соловецкий чудотворец.

(О том, что иночество должно быть уважаемо).

   I. Преподобный Зосима Соловецкий, память коего св. Церковь совершает в настоящий день, был родом Новгородской области из села Толвуя, близ Онежскаго озера. От юности возлюбив иноческое житие, он отказался от супружества и искал уединеннаго места для жительства. По устроению Божию встретивши инока Германа, жившаго (с преподобным Савватием) на одном из Соловецких островов, Зосима узнал от него, что этот остров лежит на Белом море, на разстоянии двух дней плавания от берега, совершенно не населенный и только изредка, в летнее время, посещаемый рыбаками, в прочее же время недоступный по причине бурь и плавающих льдов. На этом острове и вознамерился пр. Зосима начать свое пустынное житие и «упросил Германа довести его туда. Прибывши на остров, Зосима и Герман остановились близ одного озера, имеющаго пресную воду и, построивши кущу, или шалаш, совершили веенощное бдение и молили Господа, да благословит их новое жительство. Утром пр. Зосима, вышедши из кущи, был поражен необыкновенным светом, осиявшим место их остановки и, поднявши взоры к верху, увидел на воздухе изображение великой и прекрасной церкви. Познав в этом видении Божие благоволение к предпринятому ими намерению, одинокие насельники пустыннаго острова, воодушевляемые примером подвизавшагося здесь прежде пр. Савватия, начали свое иноческое житие, пребывая в непрестанной молитве, в гладе и жажде, зиме и наготе, возделывая землю для своего пропитания.
   К уединенным подвижникам мало по малу начали присоединяться желающие спасения и таким образом собралось довольно братии. Пр. Зосима, устроив малую церковь в честь Преображения Господня, испросил благословение у новгородскаго архиепископа освятить храм: архиепископ прислал новоустооенному монастырю игумена Павла. Так положено начало знаменитой Соловецкой обители!.. Когда игумен Павел и другой, присланный на его место, Феодосий не могли снести суроваго климата и удалились, братия единодушно избрала игуменом пр. Зосиму, который и был рукоположен в Новгороде. По прибытии в обитель новопосвященнаго игумена, при первом совершении им Божественной литургии, Бог утешил братию чудесным знамением, свидетельствовавшим о достоинстве новаго настоятеля и о Божием к нему благоволении: лице пр. Зосимы просветлело, как лице ангела Божия, и во всем храме распространилось необыкновенное благоухание. И действительно, при пр. Зосиме обитель его быстро процвела, украсилась обширною соборною церковью и многочисленною братиею. Вскоре препод. игумен перенес в свой монастырь мощи пр. Савватия, начальнаго подвижника, долго жившаго на острове и прославленнаго Богом нетлением и чудотворениями.
   Пр. Зосима скончался в 1478 году 17 апреля, имев утешение видеть основанную им обитель благоустроенною и обезпеченною.
   II. Божие благословение и дивная помощь, являемыя иноческим обителям православнаго отечества нашего, должны приводить нас, братие, к той мысли, что иночество составляет существенную потребность христианскаго общества, служит славою и украшением св. церкви.
   а) В иноческих обителях разсадник пастырей и блюстителей православия, там возсиял многочисленный лик угодников Божиих, подающих чудодейственную помощь всем, прибегающим к молитвенному ходатайству их перед Богом — там, в поучение грешному миру, живо и действенно сохраняются святые уроки богоносных отец, благоугодивших Богу, преданный ими чин Богослужения и порядок жизни сообразный с духом христианской веры. Потому каждый член церкви должен питать в себе уважение к иночеству и содействовать возможными средствамик благоустроению и украшению иноческих обителей.
   б) Особенно не должно доверять тем клеветам и хулениям, коими в настоящее время необузданное вольномыслие старается подорвать уважение православнаго русскаго народа к иночеству. Если нельзя порицать христианской веры за то, что многие из живущих в мире недостойно носят звание христианина, то так же несправедливо унижать иночество, если в нем являются немощные члены. Не несут иноки гражданских обязанностей наравне с прочими, живущими в мире, но за то иночество имеет высшее призвание к духовно-нравственному просвещению народа и доставлению религиознаго утешения, — а, в этом отношении, заслуга иночества не может быть измеряема мерою вещественной пользы и осязаемой выгоды. Сотни тысяч православных богомольцев ежегодно стремятся в иноческия обители, даже самыя отдаленныя, как напр. обитель Соловецкая. — Кто может исчислить, сколько в этих богомольных путешествиях получается сердечной отрады, духовной мудрости, христ. терпения и силы к благодушному несению креста своего, сколько снимается тяготы, накопляющейся в душе человека от суеты и невзгод житейских.
   III. Молитвами препод. Зосимы да избавит нас Господь от греха осуждения иноческой жизни, которая для всех труждающихся и обремененных на этом бурном море житейскаго плавания есть самая надежная пристань, подающая истинную отраду и утешение. Аминь. (Сост. с дополн. по № 13 Московск. Епарх. Ведом. за 1879 г.).

Поучение 2-е Священномученик Симеон, епископ Персидский.

(Обязанности гражданския и христианския совместимы).

   I. В четвертом веке христиане, жившие в Персии, потерпели тяжкое гонение от царя персидскаго Сапора. Царь подозревал их в измене. Волхвы персидские и иудеи, ненавидевшие христиан, старались поддержать это мнение и уверяли царя, что Симеон, епископ Ктезифонский, память коего совершается ныне, сообщает в Царьград грекам о всем, что делается в Персии; Сапор же в это время был в неприязненных отношениях с Императором греческим. Он начал жестоко угнетать христиан, налагать на них тяжкия подати, грабить и разорять христианския церкви, и однажды велел призвать епископа Симеона, человека благочестиваго, котораго сами язычники уважали за добродетели его.
   Сапор стал увещавать Симеона отречься от Христа и поклониться солнцу, как это делалось в Персии, обещая ему за то великия награды; в случае же непослушания, грозил истребить всех христиан в своем государстве. Но Симеон решительно отказался исполнить волю царя.
   — «Почему ты теперь не повинуешься власти моей, если ты до сих пор был верен мне?» спросил царь.
   — ««Пока я мог исполнять повеления твои, не изменяя Богу моему, я во всем был тебе послушен», — отвечал епископ, — но ты требуешь теперь, чтобы я поклонился солнцу; это противно заповедям Бога моего, и я готов лучше умереть».
   Разгневанный царь велел отвести Симеона в темницу и приказал, чтобы все христиане, находившиеся в темницах, были преданы смерти в самый тот день, когда воспоминаются спасительныя страдания Господа нашего Иисуса Христа.
   В Великий пяток вывели на казнь до ста христиан. Между ними было несколько священников, диаконов и других церковнослужителей. Всех их приказано было казнить пред глазами Симеона, а самаго епископа казнить последняго. Перед казнию один из жрецов громко возгласил: «если кто из вас хочет остаться жив и поклониться солнцу, тот будет освобожден». Но никто не отозвался на эти слова: все предпочли жизнь безсмертную временной, земной жизни, и с благоговением выслушали увещания святого епискона Симеона, который говорил им о Боге и о царствии небесном. Все мужественно скончались; в заключение казнен был и Симеон.
   II. Поучителен, братие, ответ священномуч. Симеона царю на его приказание поклониться идолам: пока я мог исполнять повеления твои, не изменяя Богу, я был тебе послушен, но раз ты требуешь того, что противно Богу, я готов лучше умереть. И так даже при языческих государях совместимы были обязанности гражданския и христианския, тем более теперь, при наших христолюбивых Императорах, усердно исполняя обязанности гражданина, в тоже время надобно со всею ревностию исполнять и обязанности христианина. Об этом и будет наше слово.
    Не справедлива та мысль, что служба Царю и отечеству не имеет тесной связи с служением Богу; что можно быть великим полководцем, отличным политиком и превосходным судиею при самом вольном образе мыслей, при самом сомнительном поведении. Так могут думать только те, кои никогда с надлежащим усердием не служили Царю и Отечеству; но люди жертвующие спокойствием, здоровьем и даже жизнию своею, согласятся, что без помощи благочестия никакой общественной обязанности нельзя исполнить, как надобно, — что гражданин, мыслящий и живущий противно евангелию, при самом успешном прохождении должностей своих, не может тем доставить ни себе чистаго удовольствия, ни другим истинной пользы.
   а) И во-первых, без благочестия нельзя надлежащим образом исполнить никакой общественной должности. Конечно, и не имеющие в себе страха Божия люди вместе с прочими обществу служат; но как служат? Истинное служение обществу предполагает в служащем, если не совершенное отречение от собственных выгод, то, по крайней мере, решительное предпочтение им общаго блага. А люди, благочестия не имеющие в себе, чем побуждаются в отправлении возложенных на них должностей? — своим самолюбием. Что поставляют главною целию своей общественной службы? — личное возвышение или собственную корысть. Какия употребляют средства к скорейшему приобретению того и другого? — большею частию беззаконныя, сопряженыя со вредом для ближних. Напрасно указывают нам на пример язычников, истиннаго Бога не знавших — на пример некоторых христиан, холодных к Богу и Его святому закону, которые будто бы, не смотря на это, оказали безсмертныя услуги своему отечеству, подвизаясь на поприще войны и мира. Если разобрать побудительныя причины и образ действования сих людей, то окажется, что все они заботились больше о своей, нежели о общественной пользе: и богатство страны, умноженное их трудами и бережливостью, было только средством к наполнению собственных их обширных сокровищниц; и слава народа, приобретенная их великими подвигами, служила только высоким подножием, на котором они воздвигли кумир свой. Нет, с недостатком почтения к Богу не совместно чистое и постоянное усердие к людям. Гражданин, не боящийся Бога, служит отечеству, пока надеется получать от него верныя выгоды: в противном же случае становится он или явным ему изменником или скрытным его врагом. Одно христианское благочестие, сл., производит истинно — усердных ревнителей общаго блага. Одно оно, одушевляя гражданина высокою мыслию, что несущий бремя общественной службы, есть некоторым образом орудие самаго Промысла Божия, управляющаго человеческим родом, — одно оно делает его способным ценить общее благо выше своего собственнаго и трудиться для пользы ближних в надежде одного за это возмездия: того, чтоб видеть их совершенно счастливыми. В чьем сердце нет этих возвышенных чувств, внушаемых благочестием, тот не достоин называться сыном отечества, а разве его наемником и рабом.
   б) Далее, без благочестия самое успешное прохождение общественных должностей не может принести совершеннаго удовлетворения гражданину. То самое, в чем неимеющий страха Божия гражданин полагает свое верховное счастие, именно, удовлетворение господствующих в нем страстей — честолюбия и корыстолюбия, это самое служит источником непрестанных для него огорчений и вечных забот. По опыту известно, что всякая новая пища страсти не утоляет ее, а еще более увеличивает свойственный ей мучительный голод. Обладаемый страстями гражданин хотя получает от правительства и деньги и почести: но может ли он быть довольным, когда некоторые из его сверстников по службе имеют больше его; когда другие, по его мнению, ничего не стоющие, совершепно равняются с ним? Всякая награда за службу, даваемая не ему, уже производит на него неприятное впечатление. Ему кажется, что начальство не умеет надлежащим образом оценить ни его дарований, ни его заслуг; он думает, что трудится более всех, получая за то самую малую награду; он жалуется на множество врагов, которые будто по зависти или по злобе полагают преграду его возвышению. Ему хотелось бы вдруг подняться на высоту земного могущества; и потому обыкновенный медлительный ход наград, получаемых им, нисколько не веселит его, как далеко не соответствующий его обширным видам и замыслам. Так-то зависть, гордость, подозрительность и нетерпеливость, всегдашния спутницы своекорыстнаго служения людям, непрестанно тревожат и мучат неимеющаго благочестия гражданина, даже при успешном течении его общественной службы. Но что сказать, когда по каким либо причинам откажут ему в заслуженной награде, заставят его сойти с занимаемой им степени и занять низшее в обществе место? Безчисленные опыты доказали, что гражданин, у котораго в сердце нет страха Божия, во время несчастия падает под бременем отчаяния. Совсем другия, противоположныя чувства наполняют сердце того, кто, усердно служа Царю и Отечеству, вместе с тем соединяет и ревностное служение Богу. Он всегда доволен тем местом, которое в обществе занимает; при всей неутомимой деятельности своей, думает, что еще не заслужил вполне жалуемых ему наград и отличий; не заботится, как бы скорее вознестись на скользкую и опасную в обществе высоту; но успокоивается на средних степенях, как менее подверженных перемене. Если же и ему вместе с другими придется испытать неприятность по службе: то он великодушно примет ее за урок смирения и за случай загладить собственную вину безмолвным терпением.
   III. Так, сл., благочестие необходимо для того, чтоб быть добрым, счастливым и благодетельным гражданином. Будем же помнить всегда, что тот не может быть верным слугою Царя, добрым сыном Отечества, кто не есть вместе и усердный сын православной церкви. Аминь. (Сост. по «Собр. слов» свящ. К. Делекторскаго, изд. 1847 г.). 




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS