Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц апрель. Восьмой день.

21.04.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Преп. Нифонт, епископ Новгородский.

(О христианском мире с ближними и средствах к достижению его).

   I. Преп. Нифонт, память коего совершается ныне, в мире Никита, воспитанный среди благочестивой семьи, с детства проявлял набожное расположение и, по смерти своих родителей, в молодых еще годах, решился посвятить себя на служение Богу. Употребив имущество свое в пользу бедных, он принял пострижение в Киево-Печерском монастыре, при игумене Тимофее. Здесь вскоре приобрел он от видевших его подвижническую жизнь то уважение, которым пользовался впоследствии и от князей и от народа.
   Для тщательнаго изучения церковных правил и обычаев он совершил путешествие на Восток. По возвращении оттуда, будучи уже известным по своей опытности, мудрости и твердости благочестия, он был избран князем, братиею и народом и посвящен в Киеве в 1131-м г. во епископа новгородскаго. Он заявил себя на святительском поприще, между прочим, как «примиритель князей». Так, в 1135-м г. епископ Нифонт увещаниями своими, проникнутыми смирением и любовию, прекратил рознь, возникшую между киевлянами, черниговцами и новгородцами, собиравшимися уже выступить друг против друга. Скончался препод. Нифонт в Киеве, куда прибыл для встречи новаго митрополита и погребен в Киево-Печерском монастыре, после бывшаго ему о том пророческаго сновидения.
   II. Остановим, братие, свое внимание на миролюбии преп. Нифонта, который своими увещаниями, проникнутыми смирением и любовию, прекратил междуусобную княжескую распрю и тем отвратил великое бедствие для своей родины.
   Научимся и мы быть миролюбивыми в отношениях к своим ближним.
    «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим. 12:18), говорит ап. Павел.
   а) Как важна и священна сия заповедь апостольская, как она необходима для спасения нашего, — видно из того, что, подтверждая ее в другом месте, св. ап. Павел присовокупляет, что без исполнения сей заповеди никто не узрит Бога, — никто, следовательно, не будет принят в царство Божие, в сообщество ангелов и избранных друзей Божиих: «мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрт Бога».
    Почему? Потому, во-первых, что Сам Бог есть Бог мира, как именует Он Сам Себя в святом слове Своем: как же явиться пред лицом Его тому, у кого в сердце таится вражда или злоба, а нет мира, любви и святыни?
    Потому, во-вторых, что царство Божие есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости и долготерпения: как же войти в него тому, кто имеет огорчение, досаду, здопамятство на своего брата, кто не имеет согласия и мира с своими ближними, сонаследниками царства Божия?
    Потому, в-третьих, что всякая вражда первоначально — от диавола. Он первый возстал враждою на Бога Творца своего, первый возмутил мир и тишину царства Божия, первый увлек и человека в противление воле Божией и посеял вражду в человеческом роде. Что же делают из себя все непримиримо враждующие с ближними и братиями своими, как не чад диавола, как называет таких людей Сам Господь? И где им место, как не с духами отверженными?
    Потому, далее, что мир Божий, нарушенный грехопадением и происшедшею от того враждою и разделением, возстановлен в человечестве ценою крови единороднаго Сына Божия, Его крестными страданиями и смертию: «яко тем благоизволи Бог примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его, чрез Него, аще земная, аще ли небесная». Что же делает враждующий с своими ближними, как не разрушает дело спасения, совершенное Сыном Божиим, как не попирает и ни во что вменяет святейшую кровь Его?
    Потому, еще, что взаимный мир есть высшее благо, которое Господь И. Христос завещал, как драгоценное наследие, ученикам Своим, отходя от них на страдания: «мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам»; — есть высшее счастие, которым Он первее всего приветствовал друзей Своих по воскресении: «став посреде их и глагола им: мир вам!»
    Потому, наконец, что мир сердца есть благодатный плод Духа Святаго, обручение и залог Его благодатнаго пребывания в душе нашей: «плод бо духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие». Потому мирное или немирное состояние сердца есть верный признак того, обитает ли в сердце человека Дух Божий — Дух мира, любви и благости, или же дух от лукаваго, который по самому существу своему есть дух вражды и злобы.
   б) Не подумайте, братие, чтобы недостаток мира с ближними можно было заменить другими какими-либо добродетелями или подвигами благочестия. Где нет мира, там нет и истинной любви христианской; а без любви, по учению апостольскому, ничтожны все дарования, даже чудодейственныя, безплодны все добрыя дела, хотя бы кто роздал нищим все имение свое, — безполезны все подвиги, даже мученические. Без искренняго примирения с братиями своими невозможно ни приступить к престолу Божию, ни отверзать уста свои на молитву к Отцу небесному; иначе самая молитва наша будет нам в грех: «аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой».
   в) Как — скажете — достигнуть миролюбиваго расположения духа? Св. апостол Павел указывает самыя верныя к тому средства. Положив в основание своего учения искреннюю, нелицемерную любовь к ближнему, как главный источник всех добродетелей, как начало истинной духовной жизни во Христе, как основание мира и единодушия со всеми, он представляет ее в следующих, более частных чертах.
   аа) Братолюбием друг ко другу любезни: честию друг друга больша творяще. Главный источник всех несогласий, раздоров и вражды есть наше самолюбие, — то именно, что мы почитаем себя лучше других, более других сведущими и благоразумными, более других безпреткновенными в своей жизни, менее других грешными пред Богом. Заключите же сей нечистый источник; представляйте себя худшими всех братий своих пред Богом, грешнейшими паче всех человеков, более других склонными к ошибкам, заблуждениям и падениям: тогда убедитесь сами, что мы не только не имеем права оскорбляться словами своих братий, раздражаться их поступками, напротив обязаны воздавать им честь и уважение.
   бб) Благословите гонящия вы, благословите, а не кляните. Это другая, высшая ступень к снисканию мира со всеми: всем и обо всех говорить только благое слово, всем желать только благословения от Господа, о спасении всех молиться от искренняго сердца, — тем паче не злословить кого-либо, тем паче не клясть даже тех, которые делают нам всякое зло.
   вв) Ни единомуже зла за зло воздающе и не себе отмщающе, промышляюще же добрая ко всем. Это третья ступень к достижению мира со всеми, т.-е. не только словами, а и самым делом надобно показывать любовь свою ко всем. И первее всего не воздавать злом за зло. Если не можешь так овладеть своим сердцем, чтоб оно вовсе не возмущалось враждебными словами других, не раздражалось их вредоносными действиями, то удержи хотя язык свой, чтобы не возбудить из одного, быть может, необдуманнаго слова целаго пламени вражды и ссоры. Дай время самому оскорбившему тебя обдумать слова свои, дай место собственной его совести обсудить его поступок. Если же не можешь удержать и языка, удержи, по крайней мере руку, чтоб она не воздавала злом за зло и не сделала вражду твою с ближним непримиримою; чтобы страсть мщения не причинила, ближнему твоему гораздо большаго оскорбления и не возбудила в нем еще большей ненависти и озлобления на тебя. В таком случае будешь сугубо виновен пред Богом: первое, что не исполнил Его заповеди, повелевающей прощать всякое оскорбление и обиду; второе, что сделал зло своему брату и убил его душу враждою.
   гг) Венец истинной любви христианской есть благотворение врагам своим: аще убо алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его. «Не» «побежден бывай от зла, но побеждай благим злое». Тогда и «с ненавидящими мира» будешь «мирен». Быть не может, чтобы сердце человеческое могло так закоснеть в злобе, чтобы не тронулось искренним чистосердечным незлобием и кротостию гонимаго. Самый ожесточенный враг Давида Саул сознался, наконец, в своей неправде пред ним: «праведен ты паче мене, яко ты воздал ми еси благая, аз же воздах тебе злая».
   III. Не правда-ли, братие мои, что если бы каждый из нас искренно решился следовать правилу апостольскому — иметь мир и святыню со всеми, сколько прекратилось бы и исчезло зол, нестроений и бедствий, отягчающих нашу жизнь в обществе! (Сост. по проп. Димитрия, арх. херс, т. Ѵ40;).

Поучение 2-ое. Св. апостолы: Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт и Ерма.

(Труды св. апостолов).

   I. Ныне св. церковь воспоминает св. апостолов от 70-ти: Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, и Ерма. Святый апостол Иродион, родом из Тарса Киликийскаго, сродник св. апостола Павла, был епископом Неопатрийским и много пострадал за веру от иудеев и язычников. Однажды они замучили его до полусмерти; но благодатию Божией апостол выздоровел и в Риме проповедывал евангелие со святым Петром. По мученической же кончине Петра, он был усечен мечем. О нем упоминает апостол Павел в послании к римлянам (гл. 16, 11).
   Св. апостол Агав, исполненный духа пророческаго, проповедывал в странах, окружавших Иудею. В Деяниях апоcтолов упоминается о нем. «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии». (11, 27—28).
   Тот же Агав предвозвестил, что апостола Павла ожидают в Иерусалиме узы.
   Об апостоле Руфе, бывшем епископом в греческом городе Фивах, упоминает апостол Павел в послании к римлянам: «приветствуйте Руфа, избраннаго в Господе, и матерь его и мою» (гл. 16, 13).
   Тут же упоминает он и об апостоле Асинкрите, который был епископом в Иркании, об апостоле Флегонте, епископе Марафонском, апостоле Ерме, епископе Далматском.
   II. Все эти святые апостолы ревностно проповедывали слово Божие по вселенной и перенесли мучения за веру Христову. В день посвященный их памяти не безполезно сказать нечто о трудах, понесенных апостолами.
   а) Исполняя завещание своего Учителя и Господа, святые апостолы тотчас по вознесении Его на небо и по сошествии на них Св. Духа вступили в великое служение всемирных проповедников евангелия. И святый Петр в самый день сошествия Св. Духа своею проповедию обратил ко Христу три тысячи душ, а чрез несколько времени, исцелением хромого от рождения при храме Иерусалимском и проповедию о Христе, приобрел для церкви Христовой пять тысяч человек. С того времени, как он, так и прочие апостолы, не переставали проповедывать Христа, Спасителя мира, иудеям и язычникам, разсеянным по всем известным тогда странам. Таким образом исполнилось повеление Христово, данное апостолам: «шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари» (Марк. 16:15). Действительно, из уст апостолов услышали проповедь евангелия все части тогдашняго мира: и Азия, и Африка, и Европа; и можно было, без преувеличения, сказать, что «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10:18). Так святые апостолы основанную на краеугольном камени Иисусе Христе благодатную церковь Божию утвердили и распространили, поставили в ней пастырей, — епископов, пресвитеров и диаконов, учредили чин совершения таинств, показали образцы общественнаго богослужения и спасительное учение веры и жизни христианской преподали навсегда в своих Богодухновенных писаниях.
   б) Какой же был конец трудов апостольских? Чем воздал мир проповедникам царствия небеснаго? Все они претерпели истязания, темницы, раны, мучение, смерть. Один св. Иоанн Богослов, переживший всех апостолов и претерпевший мучение и заточение, умер своею смертию. За то Бог возлюбил их и прославил их еще в жизни сей многими знамениями и чудесами. За то они и теперь на небесах радуются и торжествуют в славе Божией купно с святыми ангелами. А что будет, когда откроется всеобщее царство Божие? Сам Господь сказал им: «егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома» (Матф. 19:28). Вот какая честь и слава уготована в вечности святым славным и всехвальным апостолам!
   III. Почтим и мы, братие, святых апостолов, призвавших и нас, недостойных, в святую церковь Божию и соделавших нас причастниками благодати Христовой. Будем прославлять их в благодарных молитвах и прибегать к ним с умиленным прошением об избавлении нас от всех бед и зол. Святая церковь научает нас взывать к ним так: «молите за ны, святии апостоли, да избавимся от бед и скорбей; вас бо теплыя предстатели ко Спасу стяжахом» (отпуст. троп. на вечер.). Богу нашему слава во веки веков. Аминь. (Сост. по кн.: «Сеятель благочестия» прот. В. Нордова, т. I, изд. 1891 г.)


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS