Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц март Двадцать четвертый день.

06.04.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-е. Преп. Захарий, постник Печерский.

(О тяжести греха клясться ложно).

   I. В житии преп. Захария, память коего совершается ныне, передается следующий поучительный разсказ, касающийся времени его детства.
   Пришли однажды в печерскую церковь в Киеве два человека из города — Сергий и Иоанн, и там, перед иконою Божией Матери, тогда уже прославленною, заключили между собою духовное братство. Спустя несколько времени Иоанн заболел и, чувствуя близость смерти, пригласил к себе блаженнаго игумена печерскаго монастыря — Никона; при нем роздал он много из своего имущества бедным, а 1000 гривен серебра и 100 гривен золота передал Сергию, и поручив ему 5-ти летняго сына своего Захария, завещал отдать то серебро и золото Захарию, когда мальчик достигнет зрелаго возраста.
   И вот, когда минуло Захарию 15 лет, то он спросил у Сергия серебро и золото отца своего.
   — Отец твой, — отвечал ему на это Сергий, — отдал имение свое Богу, у Того и проси... Я же ничего не должен ни тебе, ни отцу твоему; отец твой был так глуп, что роздал имение бедным, а тебя оставил нищим...
   Выслушав это, юноша стал тужить о своей нищете и попросил Сергия отдать ему хотя половину оставленных ему его отцом денег. Сергий отказал и жестокими словами отозвался при этом и об отце и о сыне... Захарий попросил выдать тогда хотя третью часть, соглашался потом получить хотя бы даже только десятую, но Сергий отказал и в этом. Тогда Захарий сказал Сергию: — «Если не взял ты ничего у отца моего, то иди, поклянись в том перед иконою Божией Матери, перед которою ты вступил в духовное братство с отцем моим»... Сергием же так овладела жадность к деньгам, что он пошел и перед иконою Божией Матери сказал: — «Не брал я тысячи гривен серебра и 100 гривен золота»... Но когда он хотел приложиться к святой иконе, то не мог подойти к ней и, уклоняясь к выходу из храма, стал кричать: — «Преподобные отцы Антоний и Феодосий! не велите убивать меня этому немилостивому! Молите за меня Пресвятую Богородицу, чтобы Она удалила от меня жестокаго духа, который владеет моею душою... Пусть берут золото и серебро в моей клети»...
   Великий страх напал на всех бывших при этом. Послали в дом к Сергию и нашли там в запечатанном ящике 2000 гривен серебра и 200 гривен золота...Тогда Захарий отдал полученныя свои деньги бывшему в то время игумену Иоанну и принял иночество. Деньги были употреблены на построение храма во имя св. Иоанна Предтечи. Захарий же предался самому строгому подвижничеству, не вкушал ничего ни варенаго, ни печенаго, питался одними овощами, и при такой постнической жизни достиг до высокой степени духовности. Скончался он в XII веке. Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах в Киеве.
   II. Из этого разсказа не трудно видеть, как тяжек грех ложно клясться именем Божиим и какой строгой ответственности пред судом правды Божией может подвергнуться тот, кто решается на ложную клятву.
   а) Можно не погрешая сказать, что ложная клятва отвратительнее клятвопреступления, так как клятвопреступник по крайней мере в то время, когда давал клятву, мог иметь намерение исполнить обещание; между тем ложно клянущийся от начала до конца дерзко и нагло презирает истину и верность, — и не смотря на присущий человеку страх Божий, возникающий в душе всякий раз при мысли о всеведении, правосудии и всемогуществе Божием, заведомо говорит ложь, как бы дерзко уверенный, что его не постигнет кара небесная. Такое сатанинское безстрашие и ожесточение испорченнаго сердца редко остается без надлежащаго грознаго вразумления или наказания Божия
   б) Слово Божие сильно предостерегает от этого греха.
    Господь запрещает клясться именем Его ложно: не клянитесь именем Моим во лжи, и не безчести имени Бога твоего. Я Господь (Бог ваш) (Лев. XIX:12).
    Наказание Божие угрожает тому, кто клянется во лжи: человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. Если он согрешит, грех его на нем; и если он вознерадел, то сугубо согрешит. И если он клялся напрасно, то не оправдается, и дом его наполнится несчастиями. (Прем. I. Сираха XXIII, 11—13). — И опять поднял я глаза мои (говорит пророк Захарий) и увидел: вот летит свиток. И сказал Он (т.-е. Господь) мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущагося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его и камни его. (Захар. V, 1—4).
   В новом завете св. Иоанн Богослов говорит, что лжецы, под которыми без сомнения разумеются, прежде всего, ложно клявшиеся именем Божиим, будут наравне с величайшими грешниками осуждены на вечныя мучения в озере, горящем огнем и серою. Вот подлинныя слова св. тайнозрителя: «боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.» (Апокал. XXI, 8).
   III. Итак, христианин, не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно: ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх. XX:7).
   Молитвами же преподобнаго Захария да сохранит нас Господь от ложной клятвы. (Свящ. Г. Дьяченко.).

Поуч. 2-ое. Святый исповедник Иаков.

(Как воспитать детей в духе благочестия?)

   I. Святый Иаков, память котораго совершается ныне, отличался строгостию своей жизни. С юных лет он возлюбил благочестие, которое и сохранил до конца дней своих. За святую жизнь поставленный епископом, он много ратовал за почитание икон, на которыя в его время было гонение. Но ревность его имела последствием ссылку и заточение, в каковом он и скончался.
   II. Мы сказали, что святый Иаков с юношеских лет возлюбил благочестие. И в нынешнее время многия дети с самаго ранняго возраста проявляют склонность к жизни благочестивой. Посмотрите, как иныя дети послушны, кротки, уступчивы, как благонравны, прилежны, усердны к молитве. Посмотрите, с каким вниманием дитя слушает уроки по закону Божию, как оно долго и горячо молится, как любит храм Божий. Разскажите ему что Божественное, чудесное, необыкновенное, оно не забудет во веки; читайте ему разсказы из жизни святых, оно будет слушать вас с необыкновенным вниманием, слушать целые часы. А как сострадательны некоторыя дети к нищим! для них первое удовольствие подать им милостыню. У одних склонность к благочестию прирожденная, но у многих благочестивая их настроенность зависит и от внешних причин.
   а) Много влияют на ребенка лица, окружающия его. Добрая няня, христиански настроенная, проникнутая духом благочестия, имеет неотразимое влияние на ребенка. Ребенок слышит ея ласковыя, кроткия и добрыя речи, видит ея горячую и продолжительную на его глазах молитву, и сам волей-неволей проникается духом благочестия. Что сказала няня, то для него закон, а когда она внушает одно доброе, то доброе им и усвоивается прежде всего. Поэтому родители, желающие истиннаго блага своим детям, должны быть чрезвычайно строги в выборе прислуги для ухода за детьми и останавливаться на тех, в которых замечается настроенность благочестивая, и ни под каким видом не поручать детей прислуге мало нравственной и инославной. Что услышат дети от такой прислуги? о Боге, всеведущем и всеблагом и вездесущем она конечно никогда не скажет, будет держать себя в отношении к ребенку так, как будто бы Бога и нет. Тогда как добрая няня — она первая и креститься выучит ребенка, она и первоначальныя понятия о Боге сообщит ему, она и молиться научит его, и сама с ним непременно будет молиться.
   б) Много влияет на ребенка среда окружающая его, сверстники, с которыми играет и все свое время проводит он. Помилуй Бог, он сблизится с ребенком из семейства недобраго, которому известны пороки старших, и который способен передать о них другим. Совершенная гибель — знакомство с таким товарищем. Родители, отпускающие из дому гулять детей своих, должны строго следить, с кем проводят время их дети, какого склада другия дети, с которыми они дружатся, в какия игры наконец играют, что говорят, все это должны знать родители; иначе не видать с духом благочестия детей своих, ребенок незаметно с ранних лет может заразиться такими пороками, о которых страшно и подумать.
   в) Много значит обстановка домашняя, среди которой ростет дитя. Не одно и то же для ребенка видеть в родительском доме на стенах картины соблазнительныя или содержания религиознаго. Картина священная — она сильное, самое благотворное имеет влияние на ребенка, такое, что не изглаживается из его памяти и воображения во всю жизнь. Ребенок останавливается пред такими картинами, разспрашивает родителей о содержании их, размышляет, и сам переживает то, что на них изображено. Картины из жизни Спасителя, из истории ветхаго завета, в роде напр. жизни Иосифа и других — все это назидательно, поучительно, и глубоко ложится на душу ребенка. По этому родители всемерно должны удалять из дома все блазнительное, чтобы ничем не осквернить чистаго сердца и воображения своего дитяти. За всякое же послабление и опрометчивость в этом отношении придется им пред Богом за детей своих тяжко отвечать.
   г) Скорее всего дух благочестивый вкореняется в детей христианским благочестивым поведением и образом жизни всего семейства. Каждое христианское семейство должно быть, по апостолу, домашнею церковию. И вот если в этом семействе жизнь идет по правилам веры и церкви, то и к детям невольно прививается этот дух. Пришел праздник — все идут в храм. Пришел пост — все с радостию и любовию принимаются за пищу постную, и взрослые, и малые — никто без нужды не дозволит себе нарушения поста. По вечерам и в дни праздничныя чтение в семье евангелия и других дух. нравственных книг, — общая молитва утром и вечером, при входе и выходе из дома, пред всяким делом и после — все это как сильно влияет на детей. И сейчас узнаешь ребенка — выходца из такой семьи. В нынешнее время изгоняется из домов образ жизни по духу церкви. Водворяется дух светский. От этого все меньше и меньше мы видим детей с благочестивою настроенностию. В этих семействах дети часто и понятия не имеют о праздниках и постах. Еще так недавно одному пастырю в одной светской семье пришлось встретить девятилетняго мальчика, который даже и понятия не имеет, никогда и не слыхал, что такое за книга, евангелие. Очень скорбное явление! Да не будет совсем таких явлений в мире православном!
   III. А не будет их тогда, когда каждая мать со всем вниманием прильнет к детищу своему. Да, вот кто более всего может сделать для ребенка — это мать благочестивая. Истинную мать не занимают ни наряды, ни выезды, ни приемы — а более всего привлекает ея внимание воспитание детей своих в духе веры Христовой. Плод от этого пред нами. Все святые имели матерей благочестивых. Св. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, св. Тихон Задонский — все они первые начатки благочестия восприяли от своих благочестивых матерей. О, дай Бог, чтобы и в наше время каждая мать, рождая детей для жизни земной, умела бы воспитать их и для царства небеснаго. Вот тогда-то мы будем более и более встречать детей скромных, благонравных, богобоязненных, а с умножением таких детей умножится благочестие и между взрослыми — во всем обществе христианском, во всех сословиях его, чем и да утешит нас Господь. (Сост. по поуч. свящ. П. Шумова, в прилож. к журн. «Кормчий» за 1896 г., № 12).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS