Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц март Двадцать восьмой день.

10.04.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-ое. Преп Иларион Новый (игумен Пеликитскаго монастыря).

(Не должно привязываться к миру).

   I. Еще в юности возложив крест на рамена свои, преподобный Иларион, память коего совершается ныне, отрешился от всех сладостей мира и, предавшись иноческим трудам, скоро превзошел всех строгою жизнью и добродетелями. Впоследствии он был посвящен в сан пресвитера и игумена Пеликитской обители в Малой Азии, близ Геллеспонта.
   В царствование императора Константина Копронима преподобный Иларион потерпел гонение за почитание икон (и скончался около 754 г.). Он называется новым — в отличие от Илариона Далматскаго, также исповедника, потерпевшаго гонение при Льве Армянине.
   Между письменными наставлениями Илариона сохранилось известным послание его, озаглавленное: «к старейшему брату моему и рабу Христову, аз убогий и мний Иларион, малейший разумом и неключимый ни в коем же деле блазе: все, отрекшиеся мира сего, приемше иноческий образ и вземше на рамо крест Христов, нарекшеся преемниками апостолам! Возлюбим нравы тех, которых образ носим, последуем тем, которых учениками нарицаемся, возненавидим земное, по примеру отцев наших. Приидите, вопросим самовидца и слугу Слова Божия, любимаго ученика Христова, возлегшаго на перси Господни и почерпшаго тамо мудрость; приидите, мятущиеся среди земных вещей, приидите, двоедушные, не отвергшиеся мира и присвояющие жизнь вечную; приидите, вопросим св. Иоанна девственника, и он возвестит полезное. Глаголи нам, глаголи, Иоанне Богослове, что сотворим, да спасемся? Хочется нам Царствия небеснаго: но правда ли, что хощем? не видно; мы увлекаемся любовию к миру; любим золото, собираем имение, любим дома светлые, любим славу, честь, красоту: и это очевидно для каждаго. Поведай же нам истину, апостоле, разбери спор наш, примири нас, да будем единомысленны; богатые между нами иноки укоряют нищих, нищие осуждают богатых. Отвечай нам, красота апостолов, Иоанне, отвечай нам, громогласныя уста. И вот возглашает он: аз, яко слышах и видех у Самого Слова Божия, тако же и проповедаю: не любите мира, ни яже в мире; аще бо кто любит мир сей, несть любви Отчей в нем».
   (Об Иларионе исповеднике см. «Учение об отц. Церкви» Фил., арх. Черн., Ч. III, § 258, стр. 191—193).
   II. Побеседуем же несколько минут о том, что христиане не должны привязываться к миру.
   а) Все святые поучают нас не любить мира сего. Все мы, говорят они, в путь узкий ходшии прискорбный, крест, яко ярем, вземше, последовали верою Ему, Началовождю нашему, путем скорбей и злострадания; все пришли в Царство Отца Небеснаго, в жилище вечной славы и радости — от скорби великия. Инии из нас избиени быша, друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех и в козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени. Зане позор быхом миру и ангелом и человеком; якоже отреби миру быхом, всем попрание. Но эти кратковременныя скорби привели нас к вечно-блаженной жизни; это маловременное унижение снискало нам вечную славу; эти скоропреходящия печали принесли нам вечную и нескончаемую радость. Радуемся и веселимся и дадим славу Седящему на престоле и Агнцу, яко заклался и искупил нас Богови кровию Своею.
   б) Все умершие человеки говорять нам: посмотрите на нас:
    Многие изь нас отличались почестями, занимали важныя места, имели влияние на немалый круг своих собратий; спросите же кого угодно из них, что помогла их важность при смерти? Защитила ли от болезней и страданий телесных, от ужасов и томлений духа? Приготовила ли им христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на суде Христовом? И если бы не какой-либо камень над их могилою, вы не отличили бы ее от могилы последняго бедняка. Итак, и почести и отличия мирския без смирения и страха Божия, без благочестия и добродетели — суета суетствий.
    Многие обладали великими стяжаниями, жили в великолепных палатах, наслаждались всем, что может дать настоящая жизнь для наслаждения человека; спросите же и их, что взяли они с собою из своих сокровищ? Что пользы душам их от всех удовольствий и утех плотских? И они скажут вам: наги мы вышли из утробы матерней, наги и возвратились в утробу земли, — смерть отняла у нас все. Чаша удовольствий мирских превратилась для нас в чашу горести и страданий, и чем более утешались мы там, тем более страждем теперь здесь. Итак, и богатства и утехи мира без чистоты сердца и совести, без дел любви и милосердия христианскаго — суета суетствий.
    Множайшие провели жизнь свою в бедности и убожестве, среди недостатков и лишений, трудов и забот, печалей и скорбей; спросите и их, лишились ли они чего-либо чрез то, что не были знатны и богаты, не наслаждались роскошью и удовольствиями? Горче ли была для них смерть? Напротив, скажут они, смерть пришла к нам, как друг-избавитель, чтобы прекратить наши земныя скорби, чтобы избавить нас от всех тягостей печальной жизни нашей. А по смерти мы благодарим Господа, что Он избавил нас от искушений и соблазнов земного счастия и провел нас узким и прискорбным путем убожества: благо нам, яко смирил еси нас, Господи! Итак, и бедность и убожество с верою и благочестием, с терпением и покорностию воле Божией — не тщета, а приобретение, не наказание, а знаменование любви Божией.
   Таким образом, и все святые и все умершие поучают нас одному, чтобы мы не прилеплялись душею и сердцем к земным сокровищам и почестям, к плотским удовольствиям и наслаждениям.
   III. Должно нам, братие, готовиться к смерти и будущей жизни. Будем же готовы во всякое время оставить все земное и временное, разлучиться со всем, что за дорогое почитают люди, чем услаждаются и утешаются во время земной своей жизни, да не пристрастится сердце наше ни к чему тленному, чтобы и само не наследовало тления. Внемлите же себе, говорит Господь, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и внезапу найдет на вы день той (Лук. 21:34).
    Будем готовы на всякий час предстать страшному суду Божию и дать отчет всеведущему Судии во всех помышлениях, словах и делах наших; а для сего надобно хранить совесть свою чистою от мертвых дел неправды и беззакония, или же очищать и просвещать ее искренним покаянием и убелять в крови Агнца, закланнаго прежде сложения мира. (Сост. по проп. Дим. Херс., т. III, стр. 121).


Поуч. 2-е. Св. преподобномученик Евстратий Печерский.

(Как можем мы сораспяться Христу).

   I. Воспоминаемый ныне Церковью св. Евстратий, богатый житель города Киева, раздал свое имущество бедным и поступил в обитель преподобнаго Антония. За свое великое воздержание он был назван постником. В 1096 году половцы напали на Киев и разорили Печерский монастырь, сожгли церковь, разграбили монастырское имущество и взяли многих иноков в плен; в числе последних был и Евстратий. Половцы продали его вместе с другими пятьюдесятью христианскими пленниками одному еврею в Корсунь. Еврей начал побуждать пленников к отречению от Христа, угрожая в противном случае уморить их голодом. Мужественный Евстратий ободрял и укреплял своих товарищей, говоря: «не будьте, братия, отступниками от веры; через смерть мы получим жизнь вечную». Ободренные словами Евстратия христиане решительно объявили еврею, что они скорее умрут, чем отрекутся от Христа. Еврей не замедлил исполнить угрозу, и все они скончались голодною смертию, кто через три дня, кто через семь, иные через девять дней. Евстратий, привыкший к продолжительному посту и воздержанию, четырнадцать дней провел без пищи и остался жив. В день еврейской пасхи он был распят своим господином на кресте; евреи, пригвоздив его к кресту, еще издевались над ним, пока один из них не пронзил святого мученика копьем; тело его бросили в море. Христиане извлекли тело из воды и привезли в Киев, где и похоронили в пещерах преподобнаго Антония.
   II. Так св. Евстратий и видимым образом уподобился распятому Господу, оставив нам пример, да распнемся с Ним и умертвимся Его ради житейским сластем (по выраж. церк. песн.).
   а) «Но где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия?» — Везде, где мы с тобою, слушатель.
   В самом деле, братие, в мире сем не может быть недостатка и в вещественных крестах. Сколь многие из последователей Христовых в разныя времена и в разных странах окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на кресте? — И теперь могут повторяться эти случаи; ибо значительная часть рода человеческаго доселе почитает нечестием веру в Распятаго, и готова преследовать крест Его новыми крестами. Христианин не обязан искать этих крестов; но когда они сретят его, должен итти на них, не обинуяся.
    Но эти кресты для немногих: есть другие, совершенно неизбежные для каждаго, уклонение от коих всегда есть преступление; ибо распятие на них составляет сущность христианства.
    И во-первых, братие, весь мир внешний, в котором мы живем и движемся, так устроен, что в нем каждая вещь может соделаться для нас крестом. В мире, по замечанию великаго крестоносца Павла, беды в реках, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори (2 Кор. 11:26).
    Во-вторых, всякое общество человеческое, к коему мы, по необходимости, принадлежим, как члены, таково, что в нем встречают каждаго многие кресты, и здесь, по замечанию того же апостола, беды от разбойник, беды от сродник, беды во лжебратии, беды от язык (2 Кор. 11:26).
    Наконец, самый многочастный состав униженнаго, превращеннаго грехом естества нашего образует из себя для каждаго ужасное многокрестие. Какой тяжкий, никогда неснимаемый для духа крест есть уже бренная и греховная плоть наша. Самый внешний вид ея явно показует сие: ибо сто́ит только простерть руки, чтобы увидеть в себе полный крест. Тем паче увидишь, когда прострешь их на постоянную молитву; тем паче увидишь, когда прострешь их на вспоможение ближним, на защищение невинности гонимой, на поражение порока сильнаго и торжествующаго; тем паче увидишь, если сии руки, кои ты решился простерть на добро, любили и привыкли простираться на злое. Павел уже был распят для мира, уже давно жил новою жизнию во Христе; и однако же до того чувствовал по временам тягость креста плоти, что вопиял: Окаянен аз человек! Кто мя избавит от тела смерти сея (Рим. 7:24)?
   Итак, желающий быть распятым со Христом, не опасайся недостатка в крестах.
   б) Желаешь знать, возлюбленный, в чем должно состоять самое распятие наше? — Чтобы уразуметь это, представь, что ты в самом деле на кресте. — Что было бы тогда с тобой? — У тебя прекратилось бы свободное движениеи в руках и в ногах; весь мир потерял бы для тебя цену; все блага его соделались бы для тебя чуждыми, как бы несуществующими; у тебя осталось бы одно на уме и в сердце: как бы скорее разрешиться от земли и плоти, и предать дух Богу. Поставь же себя в такое состояние духа произвольно, силою веры и любви ко Христу; и ты будешь распят со Христом. У распятаго со Христом нет движений по своей воле, а все — по воле Божией; его руки и ноги также недвижимы на зло и неправду, как у распятаго на кресте; мир с его благами и соблазнами для него не привлекателен; мысль об окончании земного странствия, есть любимою его мыслию; он уже вознесен в духе от земли на небо, и живот его сокровен в Боге. Будь таков и ты, — и будешь распят со Христом.
   в) Но как можно держаться в сем крайне трудном для плоти положении духа? — А как, возлюбленный, держатся на кресте распятые? — Гвоздями. Пригвозди себя к кресту самоотвержения во-первых страхом Божиим и мыслию о Боге. Страх сей отреяет все грехи (Сирах. 1:21) и соблазны, делает человека неподвижным на зло и твердым в добре. Пригвозди себя ко кресту памятию о смерти. Кто имеет пред очами смерть свою, тот не прострет рук к плоду запрещенному. Пригвозди себя упованием благ вечных, кои обещаны всем сражающимся до крови. Пригвозди себя наконец ко кресту любовию к своему Спасителю, на нем распятому. Любы сия, по самому естеству своему, вся терпит, вся уповает и николиже отпадает (1 Кор. 13:7). И сих четырех гвоздей довольно к удержанию на кресте самоотвержения самой тяжелой плоти.
    Сей крест Христов ужасен только спереди, а за ним рай, не на небе только, а на земле. Обыкновенный крест отнимает всю жизнь у распятаго; а крест Христов, отъемля жазнь мирскую, греховную, дает вместо ея новую, в Боге и Христе. Елико внешний человек тлеет на сем кресте, — свидетельствует испытавший едва не все кресты в мире, — толико внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4:16). Елико избыточествуют скорби для распятаго со Христом, говорит он же, толико избыточествуют и утешения Святаго Духа.
   В самом деле, может ли что-либо быть радостнее для человека, как возстать из гроба? Но то же совершается над тем, кто распинает себя со Христом миру и греху; за смертию плоти следует духовное воскресение, которое, по самому существу своему, есть состояние самое блаженное.
   III. Итак, братие, отложив всякое недоумение и страх, пойдем за Господом нашим на крест самоотвержения. Зря веру и любовь нашу, Он, всемогущий и всеблагий, Сам поспешит укрепить колеблющияся стопы наши в сем святом и необходимом подвиге. Аминь. (Сост. по «Пропов.» Иннокентия, архиеп. Херс. и Тавр. т. IV, 1873 г.).






Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS