Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц март. Двенадцатый день. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский. Преподобн. Феофан Исповедник.

25.03.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-е. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский.

(При каких условиях милостыня не бывает угодна Богу?).
   I. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский, память коего совершается ныне, происходивший из знатнаго и благочестиваго римскаго семейства, рано оставил мирскую жизнь и знатную должность губернатора и вступил в основанный им монастырь св. Андрея Первозваннаго. Раздав все имение на бедных и на монастыри, св. Григорий проводил жизнь в крайней нищете, и подвизался в воздержании и молитве. Избранный в епископы Рима, он долго отказывался от епископскаго сана и скрывался в потаенных местах. Когда убежище его было открыто, он покорился избранию и принял сан святителя римскаго. Полный смирения и пламенной любви к Богу и ближнему, Григорий тяготился высоким саном, но ревностно исполнял возложенныя на него обязанности: употреблял все свои доходы на помощь бедным, твердым словом пастыря усмирял врагов, нападавших на Италию, посылал проповедников Христовой веры в отдаленныя страны, напр. Августина послал в Англию, писал толкования на свящ. Писание, в беседах излагал жизнь и чудеса италийских святых; за эти беседы он прозван собеседником, Диалогом или Двоесловом. Ему принадлежит изложение на письме чина литургии Преждеосвященной, которая доселе совершалась по устному преданию.
   О его милосердии передается следующий разсказ: подвизаясь в обители св. Андрея, св. Григорий отдал шесть золотых монет одному человеку, который, спустя некоторое время, подвергшись страшной буре на море, лишился всего своего богатства и снова пришел к Григорию просить помощи. Григорий, не имея с собою денег, отдал ему серебряное блюдо. Впоследствии, уже занимая папский престол, св. Григорий велел однажды приготовить у себя обед для двенадцати бедных странников. Но во время трапезы он, к крайнему своему удивлению, заметил, что за столом сидят не двенадцать а тринадцать человек. После обеда св. Григорий, отпустив всех, подошел к тому, котораго он прежде видел, чтобы спросить его имя. Оказалось, что это был ангел хранитель его, который, некогда явившись ему в образе нищаго, испытывал его милосердие и, с тех пор, находился при нем неотлучно, охраняя его жизнь. Св. Григорий пал на колени и благодарил Бога.
   II. Св. Григорий Двоеслов подает нам, братие, урок быть милосердыми к нашим ближним.
    Нужды наших ближних бывают двоякаго рода: телесныя и духовныя. Кто по чувству сострадания, помогает ближним в их нуждах, тем делает дела милосердия, и именно: телесныя, ежели дела милосердия относятся к телу ближняго, или духовныя, ежели дела милосердия относятся к душе ближняго.
   Главнейшия из телесных дел милосердия исчислил Сам И. Христос, когда сказал; взалкахся, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне (Мф. 25:35-36).
   Но когда вразумляем погрешающаго, научаем неведущаго, особливо в нужном для спасения души, даем добрый совет сомневающемуся, утешаем скорбящаго, отчаявающагося, и т. п., тогда делаем дела милосердия духовныя. И те и другия дела милосердия составляют для нас весьма важную обязанность.
    Помогать ближним в их нуждах составляет весьма важную нашу обязанность. Господь говорит: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лук. 6:36). Будите вси милостиви, братолюбцы, милосердни, благоутробни, говорит апостол Петр (1 Петр. 3:8). Страннолюбия не забывайте, поминайте юзники, аки с ними связани; — благотворения и общения не забывайте, говорит апостол Павел (Евр. XIII:1, 2, 16).
   Чтоб мы с большим усердием, с большею любовию помогали ближним в их нуждах, Господь побуждает нас к сему так сильно, что большее побуждение для нас, существ свободных, невозможно. Именно, Господ объявил, что пособия, оказываемыя нами нуждающимся братиям, Он признает за оказанныя Ему Самому, а также наш отказ в помощи нашим ближним Он признает за отказ, сделанный Ему Самому, а потому таковым Он скажет: понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. Идите от Мене проклятии во огнь вечный. (Мф. 25:41, 45).
    Впрочем не всякая, оказываемая нуждающимся ближним, помощь богоугодна. Чтобы оказываемая ближним помощ была богоугодна, она непременно должна быть делаема из любви к Богу и к ближнему. Ибо собственно только две заповеди, как сказал Господь: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и пр. и: возлюбиши ближняго своего, яко сам себе (Марк. 12:30, 31), так что в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Матф. 22:40).
   а) Кто подает бедному милостыню для того, чтобы прослыть щедрым, чтобы его хвалили и уважали, — того милостыня не достойна своего имени, и у Господа Бога не значит ничего, потому что такой благотворитель благотворит не из любви к Богу и ближнему, а из славолюбия и честолюбия. Он уже здесь получает свою награду, и посему лишается небесной.
   б) Кто прилежно ходит за каким-либо больным для того, чтобы по его духовной получить наследство, — того хождение за больным, как основанное не на любви, не достойно имени христ. помощи, и у Господа Бога не имеет никакой заслуги.
   в) Кто помогает бедному с тем, чтоб расположить его к какой-либо взаимной услуге, особенно к исполнению какого либо своего преступнаго желания, намерения, предприятия, — того дело отнюдь не есть дело любви к ближнему, а любви только к себе самому, и не только не достойно награды у Бога, но и, ежели не загладится покаянием, будет от Бога наказано.
   г) Кто подает нуждающемуся рубль, чтобы в настоящей же жизни получить от Господа Бога тысячу, или какия-либо важныя земныя выгоды, — того милостыня не достойна своего имени, и не значит у Господа Бога ничего. Ибо кто так помогает нуждающемуся, тот помогает не из любви к Богу и ближнему, а из корыстолюбия: тому нечего ждать от Господа Бога.
   д) Кто доставляет нуждающемуся какую-нибудь вещественную помощь, и то, что доставляет, берет без дозволения, тайно, у других, например: когда дети берут у своих родителей, слуги — у Господь, подчиненные — у начальника, — то такая помощь не есть милостыня, а кража, и следовательно не добродетель, а грех, хотя многие, к сожалению, этого не понимают.
   е) Кто кражею или каким-либо иным неправедным образом присвоил себе более или менее значительное чужое имущество, и думает, что, ежели он из того имущества подаст нечто нуждающимся, то избавится от обязанности возвратить чужое имущество, кому оно принадлежит, — тот делает не милостыню, а грех. Самая первая обязанность таковых людей состоит в том, чтобы с избытком возвратить неправедно приобретенное чужое имущество своему владельцу. Мытарь Закхей, правильно чувствовавший обязанность касательно владеемаго им чужого имущества, при своем раскаянии, сказал Господу: се пол имения моего даю нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею.
   ж) Кто оказывает нуждающемуся помощь, тот не должен оказывать ее только из приличия, неохотно, с прискорбием, или еще с досадою, дабы, например, только отвязаться от неотступнаго просителя. Кто так оказывает помощь, того помощь очевидно, не есть дело христ. любви к ближнему; и без сомнения неприятна, Богу потому что доброхотна дателя любит Бог (2 Кор. 9:7).
   III. Итак, все оказывайте помощь нуждающимся, какую кто может; но оказывайте, как должно; оказывайте; не ища людской славы, собственных выгод, или чего-либо подобнаго; оказывайте охотно, оказывайте из любви к Богу и ближнему. Всякий старайся сеять о благословении (обильно), чтобы о благословении (обильно) пожать в жизни будущей (2 Кор. 9:6). Души, которым Господь на страшном суде скажет: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира, (Мф. 25:34), на веки будут упоены невыразимым блаженством. Аминь. (Сост. по кн. «Слова и беседы на все воскр. и праздн. дни» Григория, архиеп. казан. и свияж., т. 1, стр. 207— 214). 

Поуч. 2-ое. Преподобн. Феофан Исповедник.

(О любви к иночеству).
   I. Преподобный Феофан, память коего совершается ныне, родился в Константинополе, в восьмом веке, от знатных и богатых родителей, бывших в родстве с императором. Лишившись рано отца, он был поручен покровительству императора Константина Копронима, который, согласно с желанием матери, обручил его еще в малом возрасте с дочерью одного из знатнейших сановников империи. Таким образом, с самых ранних лет земное величие было уделом Феофана. От отца он наследовал богатство и знатность рода, достоинства его скоро приобрели ему общее уважение, — ему был открыт путь к почестям и славе; но молодой Феофан остался равнодушен ко всем этим преимуществам. Сердце его горело только любовию к Богу, и он желал одного: посвятить себя на служение Господу, отрекшись от величия, богатства и радостей мира, ибо он считал все это опасным для души. Он тщательно изучал закон Господень; помогал неимущим; но не мог исполнить своего намерения и отречься от мира, ибо боялся огорчить свою мать, которая желала, чтоб он женился. Феофан исполнил ея желание. Среди пышности двора, окруженные роскошью и суетными удовольствиями, благочестивые супруги вели жизнь всю преданную Богу, изучали закон Его, исполняли Его заповеди и хранили себя в чистоте душевной. Но этот образ жизни очень не нравился тестю Феофана. Он надеялся, что зять его будет домогаться почестей и богатства, и был недоволен, видя, что он равнодушен к этим благам и что зять и дочь его, среди пышности двора, живут как отшельники и раздают бедным большую часть своего имущества. Он жаловался императору и убедил его дать Феофану какую нибудь службу, которая, заняв время его, отвлекла бы его от иноческих подвигов, тем более, что Феофан высказывал желание совершенно покинуть мир, разстаться с женою и удалиться в пустыню. Император послал Феофана с поручением в малоазийский город Кизик; с ним поехала и супруга его. На пути в Кизик Феофан увидел горы Сигрианския (в Мизии), где жило много отшельников; это была местность уединенная и очень живописная. Феофан решился поселиться здесь. Обходя пустыню, он молился: «Господи! укажи мне путь, по которому итти мне». В следующую ночь во сне явился ему ангел и сказал, что ему должно поселиться здесь, но не теперь, а через несколько времени, когда умрут препятствующие принять ему иноческий сан. Тоже сказал ему и благочестивый отшельник Григорий, встретившийся с ним в пустыне: «твое желание спасительно, но подожди немного, скоро умрут император и твой тесть, и тогда безпрепятственно исполнишь твое намерение.» Феофан исполнил поручение императора в Кизике и вместе с супругой возвратился в Константинополь. В 780 году Лев ИѴ40; умер, а затем и тесть Феофана, так что для последняго уже не было препятствий оставить мир и удалиться в пустыню. Раздав имение неимущим, Феофан и супруга его, также не пожелавшая оставаться в мире, приняли иноческий сан.
   Преподобный Феофан был твердым защитником иконопочитания и безбоязненно ратовал за православие на седьмом вселенском соборе 785 года в Никее. Император Лев армянин, вступив на престол греческой империи в 813 году, начал жестоко притеснять почитание святых икон. Желая склонить на свою сторону Феофана, он призвал его в Константинополь и долго уговаривал, но Фефан остался твердым в своих убеждениях. Тогда его заключили в темницу, затем подвергли жестоким истязаниям и заточили на острове Самофракии. Преподобный не перенес мучений и через двадцать три дня по прибытии на остров скончался (в 818 году).
   II. Узнав краткое жизнеописание преп. отца нашего Феофана, обратим внимание на его непреодолимую любовь к иноческой жизни, которая заставила его презреть все блага и удовольствия мира и искать столь тягостнаго для многих уединения.
   а) Какая же тайная сила влекла подобных людей из мира, и заставляла их, оставя все в нем приятное, скитаться по пустыням в лишении, в скорбях, в озлоблении? Узнаем сию тайну от апостола, который изобразил сих непостижимых для мира людей. Сия тайна есть вера. Верою, говорит он, победиша царствия, содеяша правду, — и далее: проидоша в милотех, — в пустынях скитающеся; и заключает: вси сии послушествовани верою (Евр. XI:33-39). Вера представила им, что они страннии и пришельцы суть на земли (13), мысль, которую знают и неверующие, но и слыша пропускают мимо ушей, или, лучше сказать, мимо сердца, и потому, хотя ежедневно видят подобных себе умирающих, однако живут в такой безпечности о будущем, с такою привязанностию к земному, как бы им жить здесь вечно! — Вера вдохнула верным своим последователям глубокое чувство тленности мира и краткости жизни, а в следствие сего и пламенное желание отечества небеснаго; научила их невидимому Богу предстоять, как бы видя Его (27), взирать на Начальника веры и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе (XII, 2); указала им на мздовоздаяние (XI, 26), и для них уготованное. При сих несродных миру чувствованиях, при сих высоких видах, красоты мира для них померкли, сладости чувственныя преогорчились, земныя сокровища превратились в уметы, мир явился для них пустынею, а пустыня раем, — и они побежали от мира, где сообщество с мирскими человеками, и тварь, суетою и злоупотреблением искаженная, непрестанно разсевали их мысль, порабощали желания, возмущали душу и совесть. Побежали в пустыню, где чем более устранялись от тварей, тем ближе могли ощущать Бога; отреклись от земного брака, дабы вместо того, тем свободнее, уготовлять себя к единому небесному браку Агнца (Апок. XIX:7); облеклись мрачною одеждою, дабы желание украшения не имело иного предмета, как виссон оправдания святых (8); осудили себя на глад и жажду, дабы чувственное насыщение не притупило глада и вкуса к духовной вечери (9) царствия Божия.
   б) Но, братие, когда мы, последуя апостолу, говорим о пустынножителях, что вера увлекла их из мира: не подумайте, будто вам, оставшимся в мире, мы уже не оставляем веры и надежды спасения. Нет! Вера ест победа победившая, и побеждающая мир (1 Иоан. V:4, 5). Можно и жить в мире, но не быть от мира (Иоан. XV:19). Не всем заповедал Иисус Христос то, что советовал некоему юноше: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след Мене (Мф. XIX:21), то есть, для последования Христу не только оставь беззакония и страсти мира, но и всякий с живущими в мире союз расторгни. Напротив того всем проповедывал Он покаяние, веру в евангелие и надежду царствия небеснаго. Он Сам жил и в мире и в пустыне: учил в мире, а для молитвы удалялся в пустыню.
   III. Как никого не спасает одно внешнее пребывание в пустыне: так и не погубляет никого внешнее жительство в мире. Не любите мира, ни яже в мире (1 Иоан. II:15). Соделайте сердце ваше пустынею, в коей бы не было ни богатств, ни красот мира, ни нечистых плотских желаний, ни страстных помышлений. Вот и для пустынножителей, и для живущих в мире, общая священная пустыня, в которую приходит, и в которой творит обитель (Иоан. XIV:23) Себе возлюбленный Господь наш Иисус Христос, со Единосущным Своим Отцем и Святым Духом, к истинному блаженству нашему, во славу имени Своего Трисвятаго. Аминь. (Сост. по Ч. М. и «Слов. и Реч.» Филарета, митроп. моск. т. II, изд. 1874 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS