Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц март. Тридцать первый день.

13.04.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-е. Священномученик Ипатий, еп. Гангрский.

(О любви ко врагам).
   I. Св. священномуч. Ипатий, ныне прославляемый, был епископом города Гангра, в Пафлагонии, в Азии, и жил в IV веке. Он присутствовал на 1-м всел. соборе. За свою богоугодную жизнь был удостоен дара исцелять болезни и изгонять из людей бесов. Еретики погубили его за то, что он сильно поражал их. Однажды, когда святитель возвращался из Царьграда, они из скрытаго места бросились на него с палками и избили до смерти. Святитель, подобно Самому Господу и св. архидиакону Стефану, молился за своих врагов. Убийцы не были открыты и наказаны судом человеческим, но Сам Господь открыл и наказал их тяжкою болезнию, так что они раскаялись и при гробе святителя получили исцеление.
   II. Св. священномученик Ипатий, молившийся о прощении грехов своих убийц, подает нам, братия, сегодня живой урок любви к нашим врагам.
   Сердце наше охотно соглашается любить тех людей, которые не сделали нам никакой неприятности. Еще охотнее мы любим тех, которые любят нас, благодетельствуют нам, утешают нас. Не нужно нас убеждать воздавать любовь за любовь. Этому учит нас сама природа. Но что нам делать со врагами — с людьми нам неприятными, с людьми, делающими нам зло? Надобно ли любить и их? Надобно. О сем побеседуем.
   а) Любите враги ваша (Мф. 5:44). Благоразумие говорит: старайся и врагов сделать друзьями. Это нужно для прочнаго спокойствия твоей жизни.
   Лучшее к сему средство любовь ко врагам и воздаяние им добром за зло. Огнь можно погасить водою, а злобу можно прекратить, или по крайней мере уменьшить, любовию, почтением, доброжелательством, благотворением. Самый твердый камень от огня смягчается, рыхлеет: самый злостный наш враг от любви, постоянно оказываемой ему нами, должен почувствовать смягчение и перемену злобы на благорасположение. Это доказывается примером Исава и Иакова, детей патриарха Исаака. Исав пылал злостию и гневом к Иакову. Но когда Иаков стал оказывать Исаву знаки за знаками любви своей, то последовала чудная перемена в сердце злобнаго Исава. Он почувствовал к Иакову любовь и поступил с ним весьма милостиво.
   б) Любить врагов еще надобно по той пользе, какую они нам делают. Наши враги суть наши благодетели. Они делают нас осторожнее. Мы люди, имеем свои страсти, свои слабости. Мы склонны к порокам. Часто мы делаем зло вопреки воле нашей. Нас нужно останавливать от зла рукою постороннею. В таком случае враги великое и благодетельное имеют действие на нашу душу. По влечению воли, мы на стороне зла; но, имея в виду врагов, мы останавливаем, удерживаем себя от зла, боясь, что враги наши заметят наше худое дело, выведут оное наружу, и подвергнут нас неприятным последствиям, могущим произойти от открытия зла, нами предполагаемаго. Таким образом наши враги делаются нашими благодетелями большими, нежели мы сами себе. Мы решалис делать зло, решались подвергнуть себя несчастию и временному и вечному, но, благодарение врагам, они нас к тому недопустили. После сего, почему же не любить нам врагов, благодеющих нам, почему не благотворить им, почему не молиться за них? Будем справедливы. Возлюбим врагов — благодетелей наших, — они неблагоприятствуют нашим страстям, за то помогают душевному нашему спасению.
   в) Но главная причина, побуждающая нас любить врагов, есть воля Господа нашего Иисуса Христа. Он сказал, Он повелел так: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас. Закон Царя небеснаго мы должны исполнять еще с большею точностию, нежели с каковою точностию стараемся исполнять законы царя земного. Не говори, что трудно исполнить заповедь, повелевающую любить врагов. Кто велел тебе это сделать, Тот и поможет тебе выполнить заповеданное Им. Только решись, только понудь себя любить врага твоего, воздохни к Богу о ниспослании благополучия недоброжелателю твоему, положи во смирении духа молитвенный поклон о прощении грехов твоего неприятеля, о невменении ему того зла, которое он тебе сделал, и ты увидишь, почувствуешь, что Бог тебе твой помощник в любви ко врагам.
   III. Будем, сл.! любить врагов наших. Этим мы можем смягчить их, докажем правильный взгляд на значение врагов, сделаем подражание и окажем повиновение Спасителю нашему И. Христу, молившемуся за врагов Своих и повелевшему и нам любить врагов наших. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и «Словам и речам» Иакова, архиеп. нижегород. и арзамас., ч. 3-я, изд. 4-е, 1853 г.).

Поуч. 2-е. Явление Иверской иконы Божией Матери.

(В нуждах и скорбях будем прибегать к Матери Божией).
   I. Ныне св. церковь воспоминает чудесное явление Иверской иконы Богоматери. Однажды иноки Афонской Иверской обители увидели огненный столп, восходящий от моря до самаго неба. Это явление повторялось несколько дней и ночей к ряду. Некоторые иноки сели, наконец, в лодку и, приплыв ближе к огненному столпу, заметили, что он возвышается над иконою Богоматери. Они хотели было взять икону, но она удалялась от них, по их приближения. Тогда иноки Иверской обители, собравшись в храм, стали усердно молиться о даровании им чудесно явившейся на море иконы. Молитва их была услышана. Божия Матерь явилась во сне одному уважаемому подвижнику Иверской обители, старцу Гавриилу, и сказав, что желает дать Свою икону Иверской обители, повелела ему итти по водам и принять св. икону. На другой день иверские иноки, которым Гавриил разсказал о видении, пошли по берегу с пением священных песнопений, с возженными свещами и кадилами.
   Икона Богоматери приближалась к берегу. Старец Гавриил с верою пошел по воде и принял ее. Когда он вынес и поставил ее на берегу, на этом месте из земли вдруг пробился источник чистой и вкусной воды, который течет и до сих пор. Трое суток иноки совершали на берегу моление пред явившейся св. иконой и затем торжественно внесли ее в соборный храм Иверской обители. Но на другой день инок, пришедший зажигать лампады, не нашел иконы Богоматери на ея месте в храме. Она оказалась над вратами наружной стены монастыря. Ее сняли и снова поставили в храме, но снова она перешла на ворота — и так повторялось несколько раз. Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала ему: «иди, скажи братии, чтобы они более не искушали Меня; не для того Я прибыла, дабы Меня охраняли вы, но дабы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей». Посему св. икона была оставлена на вратах обители и именуется Иверскою Вратарницею.
   Обещав быть охранительницей Иверской обители и всего благочестиваго Афона, Богоматерь и действительно являлась таковою в течение целых столетий, даже и до сих пор. Много и чудес передают об этой небесной охране. Она не допускала совершеннаго разорения Афона варварами, избавляла Иверскую обитель от пожара, умножила в ней чудесно хлеб и явила много других знамений Своего небеснаго покровительства. Много передается случаев Ея чудесной помощи и всем, с верою притекающим к Ней.
   У нас, в России, находится несколько списков Иверской иконы Богоматери, прославленных чудесами. Замечательнейшие из них следующие.
   Царь Алексей Михайлович, по совету с архимандритом Никоном, впоследствии патриархом Всероссийским, поручил Иверскому архимандриту Пахомию, приезжавшему тогда в Москву, прислать ему точный список с чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба эта была исполнена, и когда Пахомий воротился в Иверскую обитель, образ был написан и послан с Иверскими иноками в Москву при двух грамотах к царю и Никону. Писали-же сей список, разсказывается в грамотах, так. Собралась в храм вся братия Иверской обители, 365 иноков, и сотворили всенощное бдение, с вечера до утра, и святили воду со св. мощами, и св. водою обливали подлинную икону Иверской Богоматери над сосудом. А водой из этого сосуда обливали новую кипарисную доску, и воду опять собрали в сосуд. После этого служили литургию и потом дали ту св. воду и св. мощи священноиноку Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав сию св. воду и св. мощи с красками, написал св. икону. Иконописец только в субботу и воскресенье вкушал пищу, а братия дважды в неделю совершали всенощныя бдения и каждый день литургию. И новописанная икона вышла такая, что ничем, ни размером, ни ликом, не разнилась от первой. Икона эта прибыла в Москву 13-го октября 1648 года и была торжественно встречена царем и его семейством, патриархом Иосифом, духовенством, боярами и народом. Ныне она находится в Московском Новодевичьем монастыре.
   В Москве весьма чтится икона Иверской Богоматери, находящаяся в часовне при Воскресенских воротах. Это также весьма древний список, хотя время и место написания его точно неизвестны. В часовне, где находится сия св. икона, ежедневно стекается множество богомольцев, и редко кто пройдет мимо, не осенив себя крестным знамением. Наши благочестивые Государи и лица царственнаго дома, посещая Москву, имеют обычай останавливаться у Иверской часовни и прикладываться к св. иконе. Жители Москвы с благоговением принимают к себе сию св. икону в домы; в часовне-же на это время остается другой ея список. И Бог прославил и прославляет московскую икону Богоматери Вратарницы не менее, чем самую Афонскую, многими благодатными знамениями и чудесами.
   II. Братие, к кому нам лучше всего прибегать за помощию во всех обстоятельствах жизни нашей, — к кому, как не к Матери Божией? Кто из праведников сильнее, могущественнее Божией Матери? Кто ближе Ея к престолу Божию?
   Там на небе Она возседает одесную Сына Своего, и ближе к Нему даже архангелов и ангелов. Кому же следовательно всего удобнее молиться за нас грешных, как не Ей? И если еще во время пребывания на земле Господь часто исполнял Ея прошения, то как же не исполнить Ему Ея мольбы теперь, когда Он Сам же так прославил Ее, Сам же так высоко превознес Ее? Будем же молиться Богоматери, прибегать к Ней во всех обстоятельствах, и знать, что Она возможет помочь нам.
   а) Дети свободно обращаются к матери со всеми своими нуждами, и что можно и полезно — мать всегда делает для детей своих. А Матерь Божия вместе есть и наша Матерь. Как Она болезнует о нас, когда мы в опасности, в скорби, а особенно, когда живем во грехах! А какая радость для Нея бывает, когда мы живем на земле для неба, Сыну Ея служим, а не греху! Подлинно ни одна матерь так не скорбит и не радуется о детях своих, как Она о нас, чадах Своих. Если же так близко к своему материнскому сердцу принимает Матерь Божия все бывающее с нами, то может ли Она не внять нам, когда мы зовем Ее на помощь себе, умоляем притти помочь нам? О! это также невозможно для Нея, как невозможно для любящаго отказать в чем нибудь любимому им. Будем же призывать, братие, Божию Матерь на помощь к нам, и Она придет и утешит нас.
   б) Но когда же прибегать? Надо прибегать всегда, и среди неустройства дел домашних, и в преследовании от злых людей, и в тоске и унынии, когда все как будто оставляет нас, когда ближние далече бегут от нас, когда неоткуда помощи ждать нам. Вот тут-то скорее и припадем к Божией Матери, и Она проявит над нами милость Свою. Будем прибегать и в нужде и бедности, и болезни и горести, наипаче же когда чувствуем себя безсильными победить грех живущий в нас, разстаться с привычкою овладевшею нами, когда видим себя слабыми на добро, на служение Богу, на творение дел милосердия, на посещение храма Божия, когда не можем привести в порядок мыслей своих, быть господами сердца своего, когда видим, что море грехов наших готово потопить нас, — вот тогда то наипаче, со всем усердием сердца припадем к Ней и воззовем: О Мати Дево! буди нам ходатаица!
   в) Как же прибегать? Те, которые почитают Матерь Божию, надеются на Ея помощь, те знают способы, как искать у Нея этой помощи, чем получить ее. Они то дома в известные дни читают акафист пред той или другой иконой Ея, то ходят в те храмы, где в назначенные дни совершаются особыя моления к Ней, и где имеются чудотворныя иконы Ея, особенно свято чтут дни, установленные для празднования Ей, и в эти-то дни особенно стараются с горячею молитвою обращаться к Ней. Но любящий Матерь Божию и всегда, даже среди самой суеты житейской, найдет время и случай молиться Ей. В самом деле, трудящийся человек, кто тебе препятствует во время работы твоей читать хоть бы это всем известное ангельское приветствие к Ней: Богородице Дево! радуйся, Благодатная?.. Читай чаще сию молитву, и ты ею привлечешь Матерь Божию к себе, Она будет с тобою, будет тебя вразумлять, утешать, просвещать, и избавлять от всех бед и напастей.
   III. Но, молясь Матери Божией, будем, братие, подражать жизни Ея. Вот когда особенно мы будем любезны Ей и заслужим помощь Ея. Аминь. (Сост. по «Сборн. общепон. поучен.» свящ. П. Шумова, вып. 2-й, изд. 1892 г.). 






Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS