Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц март Тридцатый день.

12.04.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-ое. Препод. Иоанн Лествичник.

(Нравоучительныя черты в его жизни).
   I. Св. Иоанн Лествичник, память коего совершается ныне, достигши 16-ти лет от рождения, за лучшее предпочел принесть всего себя в священнейшую жертву Богу, и для того удалился в Синайскую гору, и там вручил себя в послушание старцу Мартирию. Спустя четыре года по вступлении своем в обитель, воспринял он ангельский образ. Послушание его старцу столь было велико, что он как бы не имел вовсе своей воли. В обращении с братьями он был очень прост, и хотя был весьма учен и образован, но так вел себя, что ни в чем не показывал своих преимуществ пред другими. Девятнадцать лет жил он со старцем, до кончины жизни его, а по смерти его решился жить в уединении, но не прежде как получил на то согласие св. старца Георгия арселаита. Местом для уединения своего избрал одну пустыню и там поселился в углублении долины при подошве горы Синая. Отселе каждую субботу и каждое воскресение преподобный ходил в храм синайский, для слушания божественной литургии и для приобщения себя св. таин. В пище, питии и во сне он показывал умеренность, не изнуряя себя излишним постом и бдением, и удаляясь пресыщения и лености. Время, свободное от молитв, преподобный посвящал чтению священных писаний и списыванию священных книг. Находясь вместе с братиями, он охотно входил с ними в беседу. Случилось, что некоторые из братий заподозрили преподобнаго в тщеславии, — святый, чтобы прекратить соблазн, наложил на себя совершенное молчание, которое держал целый год, пока соблазнившиеся, почувствовав лишение духовнаго назидания, сознали свою ошибку, и сами просили св. Иоанна по-прежнему не лишать их беседы своей. Иоанн исполнил их желание.
   После 40-летняго пустыннаго жития св. Иоанн братиею избран был во игумена синайской горы. Вскоре после этого избрания, в Палестине и в Аравии открылась сильная засуха. Тогда жители сих стран пришли к св. Иоанну и просили его молитв о ниспослании дождя. Чистыя молитвы св. Иоанна, как некогда молитвы Илии фесвитянина, Бог услышал и ниспослал обильный дождь. Скончался преподобный 80-ти лет, оставив сочиненную им весьма замечательную и душеполезную книгу: Лествицу, показующую тридцать степеней богоугоднаго жития, за что и прозван лествичником.
   II. Жизнь этого праведника для многих из нас может быть весьма назидательна.
   а) Она, во-первых, дает урок для юношей. Прекрасный возраст юности преимущественно нужно посвящать благочестивым занятиям и упражнениям в добрых делах, свойственных сему возрасту, как то и сделал препод. Иоанн, с 16 летняго возраста посвятив себя на служение Богу. — Не весною ли земледелец сеет семена свои ла поле, чтобы иметь хорошие плоды?
   И чем тщательнее он обработывает в это время поле, и чем лучше посеет семена, тем лучший впоследствии времени получает урожай хлеба, и тем большую получает прибыль от него. Иное бывает с тем, кто опустит хорошее время для посева и, худо возделав землю, худыя разбрасывает на нее семена. Такому земледельцу земля дает скудные плоды, а иногда и вовсе отказывает в них. Весна жизни нашей не есть-ли юность? Кто в юности посеет семена благочестия, тот имеет несомненную надежду пожать обильный плод благочестия в зрелом возрасте и в старости; а кто юность свою погубит в пустых занятиях и порочных удовольствиях, такой чего может надеяться и в зрелом возрасте, а тем более в старости, если только доживет до ней? Ибо известно по опыту, что худо проводящие лета с молоду, преждевременно состареваются и оканчивают жизнь, не достигнув старческих лет.
   б) Во-вторых, препод. Иоанн лествичник, отличавшийся добродетелью послушания своим старцам — руководителям в духовной жизни, учит и нас этой добродетели.
   Сколь велик подвиг послушания и какая на небе уготовлена награда за него, можно убедиться из следующаго видения: один великий старец, будучи в восхищении, видел на небе четыре чина, знаменующие совершенство подвижников: на первой степени стоял недугами удрученный, но благословляющий имя Господне; на другой — безкорыстный странноприимец; на третьей — безмолвный пустынножитель; наконец четвертую и самую высшую степень занимал послушный своему наставнику и ради Господа всем сердцем ему преданный. Этот человек за послушание носил золотую цепь и имел большую пред другими славу. («Дост. сказ. о подв. св. о.», сн. Руф. гл. 2).
   Посему св. Иоанн лествичник говорит: «блажен, кто волю свою до конца умертвил и все попечение о себе препоручил своему наставнику о Боге: ибо таковой станет одесную распятаго Спасителя». (Степ. 4 стр. 26. Сн. соч. «О монаш.», еп. Петра, стр. 136).
   Св. Григорий великий о величии добродетели послушания так говорит: «одна добродетель послушания насаждает в душе прочия добродетели и насажденныя охраняет. Поэтому оно справедливо предпочитается жертвам (1 цар. 15, 22), потому что в жертвах закалается чужая плоть, а посредством послушания — собственная воля».
   III. Молитвами препод. Иоанна лествичника да сподобит нас Господь утвердиться в добродетели послушания. (Свящ. Гр. Дьяченко). 

Поуч. 2-ое. Препод. Иоанн Лествичник.

(Степени к нравственному совершенству).

   I. С юных лет ныне прославляемый препод. Иоанн Лествичник возлюбил Господа и, не смотря на лестныя надежды, какия подавали его естественныя дарования и обширная ученость, оставив мир, удалился он от своей родины далеко — на Синай, чтоб странничеством освободиться от многих препятствий к жизни духовной, и в избранной местности иметь вразумительное указание на то, чего и где искать должно.
   Положив таким образом доброе начало, он с самаго вступления в обитель предает себя вседушно опытному наставнику и поставляет себя в такое состояние, как будто бы душа его не имела ни своего разума, ни своей воли. Подавив в себе чрез то самоуверенность и самоволие, он вскоре избавляется от свойственной людям даровитым кичливости, приобретает небесную простоту, и является совершенным в трудах и добродетелях послушничества.
   Когда затем наставник его отошел ко Господу, св. Иоанн, горя любовию к большему совершенству, как уже окрепший в добродетелях иночества — и внешних и внутренних, исходит на поприще безмолвия. Избрав для сего подвига в пяти поприщах от храма Господня удобное место, сорок лет проводит на нем уединенное житие в строгом воздержании и подвижничестве, в непрестанной молитве и богомыслии, а паче в слезах, которыя составляли для него хлеб день и ночь.
   За то скоро восходит он на высшую степень чистоты, и делается сосудом особенных дарований Божиих, прозорливости, дерзновения в молитве и чудотворений. Потом, когда надлежало избирать настоятеля, братия вся единодушно поставила его вождем над собою, как новоявленнаго какого Моисея, — и он, с горы богосозерцания снизшедши, предложил, как богописаяныя скрижали, свою святую Лествицу, где изобразил образ совершеннаго христианскаго жития, им самим пройденный и благодатию Божиею в сердце его начертанный. Путеводствуя так сих избранных иноков, достигает предела видимаго жития и отходит в горний Иерусалим.
   II. Вот все течение жизни святого. Мы не касались подробностей, имея в виду указать только те ступени, по которым восходил он к совершенству, в научение нам. И легко всякому заметить, что их было три главнейших: оставление мира со всеми его надеждами, — труды послушничества, по воле руководителя, — затем безмолвие, сделавшее его достойным особых дарований Божиих и богомудраго настоятельствования. Эти степени общи всем святым, просиявшим христианскими совершенствами на земле, как можете сами увериться, прочитав со вниманием житие какого угодно из них. Те же степени надобно пройти и всем нам, если желаем не казаться только, но быть истинными христианами.
   Отречение от всего, или оставление мира, понятно вам. Послушничество — это жизнь в добрых трудах, не по своей воле, а по указанию другого. Наконец безмолвие — это стремление быть непрестанно в сердце с единым Богом, чего когда кто достигает, начинает являть силы Божии, или особенныя дарования. Посмотрите теперь, как это может быть исполнено мирянином, и даже исполняется вами.
   а) То, что у св. Иоанна есть оставление мира и удаление в обитель Синайскую, у нас с вами есть оставление греховнаго и страстнаго жития и обращение умом и сердцем к богоугождению: ибо мир есть образ страстной греховной жизни, а обитель иноческая — стмвол добродетельнаго жития. Кто оставляет грех и полагает намерение жить свято, тот делает то же, что другой — оставляющий мир и поступающий в обитель. Если вы в течение великаго поста, напр., искренно покаялись и положили не оскорблять более Бога грехами своими: то вы сделались подражателями св. Иоанна, когда он, оставя мир, удалился в обитель Синайскую. Остается вам пребыть в сем намерении и в исполнении требований его, чтоб сделаться подражателями его и во второй степени его восхождения к совершенству.
   б) На второй степени, в обители, св. Иоанн нес труд послушания под руководством своего старца-руководителя. В вашем житейском быту в чем должно состоять сие послушничество? В исполнении заповедей, коими определяется образ жизни каждаго из вас, как семьянина, как члена гражданскаго общества и как сына церкви. Делай то, что повелевают заповеди, и будешь исправный послушник. Слуга ты, исполняй заповеди слуги; отец или мать, исполняй заповеди родительския: сын ты, исполняй заповеди сыновства; судья, исполняй заповеди правосудия; торгующий, торгуй как заповедано. Требует чего гражданское устройство, исполни. И все, что заповедует св. церковь, исполняй от мала до велика. Все сие есть спасительное послушничество, когда действуют не по своей воле, а по тому, как предписано. Св. Иоанн имел руководителя. Кто у вас руководители? Пастыри церкви. Поди, спроси и вразумись всякий раз, и поступи по указанию их. Не свою волю будут они изрекать вам, а заповеди евангелия и постановления святой Божией церкви. Вот кто таким образом, оставя грех, начнет жить в трудах доброделания и исполнения всесторонних заповедей Божиих под руководством законных пастырей, тот будет подражателем св. Иоанна во второй его степени совершенства.
   в) Как, наконец, подражать ему в безмолвии? Вот как. Посмотрите, что есть безмолвие? Внешно — это есть удаление от всех и пребывание наедине, а внутренно — это есть устранение всякаго развлечения мысленнаго, и собрание себя внутрь сердца, чтоб там пребывать неисходно, пред лицем единаго всевидящаго Бога. Внешнее безмолвие не в наших руках, и может быть в житейском быту только случайно; а уединение внутреннее в ваших руках. Его себе и устрояйте, всячески заботясь о том, чтоб сколько можно чаще входить внутрь себя, в свою внутреннюю клеть, и там наедине предстоять единому Богу. В доме ли вы, на пути, на должности или в храме, напрягайтесь не исходить вниманием из сердца и не открывайте ока ума вашего от лицезрения Божия. И будете уединенники или безмолвники. Потребность к безмолвному внутрь-пребыванию раждается в душе вследствие добросовестнаго труда в исполнении заповедей Божиих. Пока страсти и греховныя привычки живут в сердце, нельзя иметь внутренняго безмолвия. Труд доброделания и исполнения заповедей Божиих исторгает из естества нашего страсти и греховныя привычки. Тогда раждается позыв быть едино с Господом. И вот смотрите: те, кои окрепли в добрых делах и расположениях — часто, или во время молитвы дома и в храме, или во время благочестиваго размышления и чтения, так входят глубоко внутрь и погружаются в такое безмолвие, что не замечают, как время идет, и не смотря на труд внешний, например во время молитвы или стояния в храме, не хотели бы прекратить его, чтоб всегда быть в сем блаженном состоянии. Это начатки внутренняго безмолвия, возможнаго и в семейном быту. Остается продолжать жизнь в том же труде доброделания. Господь не оставит труда любви. Надо только отстранить из жизни все, что может разстроивать сие благонастроение, и погашать блаженную теплоту внутренняго безмолвия. III. Вот как и из вас каждый может сделаться полным подражателем св. Иоанна. Только, братие, тако тецыте, да постигнете. Восходите в меру возраста исполнения Христова. Задняя убо забывая, в предняя простирайтесь, к почести вышняго звания о Христе Иисусе. Аминь. (Сост. по кн. преосвящ. еп. Феофана: «О покаянии». С.-Пб. 1869 г., стр. 210—212).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря





Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS