Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя


Все записи

29 апреля 2021 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий Четверг приравнивается по своему значению к двунадесятым праздникам, потому что событие, в честь которого он учрежден, имеет значение не меньшее, а может, и большее по сравнению с некоторыми из двунадесятых праздников. Ведь именно в этот день Господу было угодно установить Таинство Святой Евхаристии, которое преподобный Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви.

Таинство Евхаристии — это продолжение Тайной Вечери Господа и Спасителя. Господу было угодно, чтобы с Его отшествием из этого мира не прекратилось Его пребывание — не только духовное, но и видимое — в этом мире. И на последней трапезе с учениками, которая была пасхальной, ибо совершалась во время еврейской Пасхи, Господь, взяв хлеб, благословил, преломил и сказал: это Тело Мое, за вы ломимое (то есть, за вас преломляемое) во оставление грехов (см. Мф. 26:26-28; 1 Кор. 11:24). В конце трапезы, как и полагалось по обряду еврейской пасхальной вечери, Он взял чашу, над которой обычно произносился барех, то есть, в переводе с еврейского, особое благословение, имевшее строго определенную формулу. Но Господь отклонился от этой формулы и, благословляя последнюю чашу после вечери, говорит: это чаша Крови Моей, и пейте от нея вси. Этими действами Господь учредил Таинство Тела и Крови Своей, Таинство Святой Евхаристии, в которой и через которую продолжается присутствие Господа и Спасителя, прославленного и воскресшего и Телом, и Кровью Своею.

С самого начала бытия Церкви, которая главным своим делом считала воскресное собрание верных и совершение Евхаристии, это Таинство окружалось особым поклонением, особым трепетом. Потому что через вкушение хлеба и вина, которые прелагаются в Тело и Кровь Христову, ученики, собравшиеся вокруг евхаристической трапезы, вновь и вновь переживают присутствие Господа и Спасителя. Снова и снова поколения христиан произносили слова, запечатленные в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова: ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22:20). Потому что через Таинство Евхаристии Господь не покинул землю, не покинул род человеческий — Он присутствует среди нас, и это дает нам надежду на Его пришествие во славе. Вот почему гимн ранних христиан «Ей, гряди, Господи Иисусе!» произносился в первую очередь в связи с совершением Таинства Евхаристии.

Апостол Павел назвал Церковь Телом Христовым в 1-м Послании к Коринфянам (1 Кор. 12:12-27), и это проистекает именно из учения о том, что Церковь совершает Таинство Святой Евхаристии и, приобщаясь Телу и Крови Спасителя, становится Телом Христовым. Учение о Церкви как о Теле Христовом содержится в творениях многих святых отцов, но особенно ярко оно выражено в творениях Симеона Нового Богослова, жившего уже во времена Византийской империи. Преподобный Симеон Новый Богослов, отталкиваясь от слов святого апостола Павла, справедливо утверждал, что Евхаристия и есть основание Церкви, то, без чего Церковь существовать не может, зримое присутствие в Церкви, в общине верующих Самого Господа и Спасителя.

Именно поэтому присутствие за евхаристическим собранием строго оберегалось от внешних. В богословии существует термин disciplina arcani, заимствованный из латинского языка. Что это означает в переводе на русский? То, что Таинство, все то, что священно в Церкви, должно особым образом оберегаться — и не только физически от всякого рода сумасшедших и иных людей, желающих совершить святотатство, но и вообще от всякого злонамеренного воздействия. И это понимание того, что хранящееся в Церкви есть Святая Святых, также проистекает из учения апостола Павла о том, что сама Церковь есть Тело Христово; апостол в 1-м Послании к Коринфянам об этом очень ясно говорит. Поэтому всякое посягательство на Церковь, всякое посягательство на святыню есть кощунство, особо страшный грех.

Церковь есть Тело Христово, и все, что совершается в Церкви, совершается для того, чтобы люди могли причащаться Тела и Крови Господней, чтобы было возможно прикосновение к этой святыне. Для этого произносятся проповеди и научается в истинах христианских народ, для этого крестятся дети и взрослые, для этого совершаются особые благословения людей на их жизненном пути через действия, именуемые Таинствами. Все это направлено на то, чтобы поддерживались вера и благочестие в роде человеческом и чтобы люди были способны принимать Тело и Кровь Христовы, которые не просто несут исцеление души и тела, но и являются залогом нашего спасения.

Сегодняшний день, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю и установление Таинства Святой Евхаристии, действительно является особым днем, и верующие особенно настойчиво призываются в этот день к принятию Святых Христовых Таин. И запомните, мои дорогие: если даже в какие-то другие дни Великого поста или другие дни года вы не могли причаститься, то в Великий Четверг это нужно сделать непременно. Потому что если человек, называющий себя православным христианином, уклоняется от причастия, то он уклоняется от общения с Церковью и подлежит отлучению от Церкви. Только причастие Святых Христовых Таин предохраняет нас от того, чтобы подпасть под такое отлучение. В нынешней практике Церкви это отлучение не провозглашается, но это не значит, что оно не происходит на небесах. Потому что не может человек называть себя христианином и учеником Спасителя, если не причащается Тела и Крови Его, если не становится в ряд Его учеников, вкусивших Тело и Кровь Спасителя на последней Тайной Вечере в преддверии Его страданий. И будем помнить, что таинство Святой Евхаристии испепеляет наши грехи. Мы причащаемся в прощение грехов, в жизнь вечную, чтобы это величайшее Таинство давало нам силы бороться с грехом, преодолевать нашу человеческую неправду и сохранять надежду на вхождение в вечное Царство Божественной славы. И пусть молитвы Великого Четверга помогут нам со всей очевидностью осознать непреходящее великое значение Таинства Евхаристии для спасения, а значит, и для наследования Царства Небесного каждым из нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS